Оплата публикаций

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаНациональные театры России представят свои лучшие спектакли на Театральной олимпиаде 2019

Национальные театры России представят свои лучшие спектакли на Театральной олимпиаде 2019

Сохранение национальных традиций и родной речи, осмысление истории народа, стремление сохранять и развивать сценические традиции, говорить со зрителем на современном сценическом языке — важная задача для любой национальной театральной культуры. Программа Национальных театров России (11-28 октября 2019 года) в контексте международной афиши Театральной олимпиады 2019 показывает, насколько разнообразен сегодня спектр национальных сцен Российской Федерации и знакомит зрителей с современной театральной культурой Республики Татарстан, Республики Бурятия, Республика Саха (Якутия), Чеченской Республики, Республики Карелия, Республики Башкортостан и Республики Калмыкия.

Отражая уникальность и идентичность народов, проживающих на территории России, постановки знакомят зрителя не только с национальными традициями, но и сквозь призму театрального искусства позволяют окунуться в историю и тонкости современной жизни в республиках, входящих в состав России. В рамках программы фестиваля зритель сможет увидеть традиции и новации национальных сцен не изолированно, а в контексте международной театральной культуры. Все 9 спектаклей программы будут проходить на национальных языках и сопровождаться синхронным переводом или субтитрами на русском языке.

«Наш театр является куратором национальной программы Театральной олимпиады. Основным критерием отбора спектаклей стала национальная литература и драматургия. Все постановки сделали национальные режиссеры, а актерские работы демонстрируют особенности национальных театральных школ. В целом мы попытались охватить всю географию России. В программе будут представлены национальные театры Севера, Дальнего Востока, Кавказа и Поволжья. Убежден, что это будет большой праздник театра», — рассказал главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала Фарид Бикчантаев.

Спектакль Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури по одноименному бестселлеру «Зулейха открывает глаза» представит на сцене повесть о раскулачивании в 30-х годах XX века. Пережив на рубеже нового века трагедию войны, сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев, в том числе и в Европе, – именно эту важную для всего чеченского сообщества тему раскроет Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова в постановке «Свой дом — красный дом, или Дорога домой». Спектакль Бурятского государственного академического театра им. Хоца Намсараева «Полет. Бильчирская история» через национальную музыку и документальные свидетельства жителей Иркутской области расскажет историю затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре.

Спектакли Программы национальных театров основаны на фольклоре, легендах и национальной классической литературе. Среди них «Взлетел петух на плетень» Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала, «Ходари» и «Сын-медведь» Карельского национального драматического театра, «Воительница-Джырыбына» Театра Олонхо, «Выше гор» Чеченского государственного драматического театра им. Ханпаши Нурадилова и «Я – Будда» Национального драматического театра им. Б. Басангова.

«Взлетел петух на плетень». Музыкальный спектакль по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова. Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала, Казань, Республика Татарстан; режиссер: Фарид Бикчантаев. 11 и 12 октября, Основная сцена Александринского театра

Спектакль создан по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова (1928–2002). В центре сюжета история нелепой соседской ссоры, с гоголевским размахом разгорающейся в татарской деревне в советские семидесятые. Сценический текст спектакля рождался в процессе репетиций, Фарид Бикчантаев впервые обратился к этюдному методу работы.

«Полет. Бильчирская история». Спектакль на основе повести «Прощание с Матерой» и документальных свидетельств затопления Иркутской области в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Бурятский государственный академический театр им. Хоца Намсараева, Улан-Удэ, Республика. Бурятия; режиссер: Сойжин Жамбалова. 14 и 15 октября, Государственный театр юных зрителей имени А. А. Брянцева

Спектакль молодого режиссера Сойжин Жамбаловой создан по итогам творческой экспедиции и идет на булгатском диалекте бурятского языка. В основе спектакля — эпизоды повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и документальные истории жителей Осинского района Иркутской области, тех, кто был свидетелями затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Национальная музыкальная и пластическая культура, ритмы танцев и песен западных бурят создают особый строй спектакля, рассказывающего о том, как люди прощались со своей родиной, как гибли перелетные птицы, не находя земли.

«Ходари». Сказка для взрослых с элементами научной фантастики. Карельский национальный драматический театр; режиссер: Андрей Дежонов. 21 октября, Государственный театр юных зрителей имени А.А. Брянцева

Ходари (это имя главного героя) — попадает в очень странное место — загадочную карельскую деревню, жители которой забыли, как на свет появляются дети, но в то же время умеют многое, неподвластное обычным людям. Они овладели нано-технологиями, а детей ищут в картошке. И гуляка Ходари изо всех сил убеждает местное женское население в том, что он знает более надежный и верный способ обзавестись наследниками. Но все осложняется присутствием Черта, который не прочь заполучить душу главного героя.

«Ходари» можно назвать современным фольклором, который, также как и народные анекдоты, не лишен фривольности и двусмысленности.

На родной сцене спектакль идет на русском или на карельском/вепсском языке с синхронным переводом.

«Сын-медведь». Спектакль для детей и взрослых по мотивам карельских сказок. Карельский национальный драматический театр; режиссер: Вячеслав Поляков. 22 октября, Государственный театр юных зрителей имени А.А. Брянцева

Сказочный сюжет в спектакле щедро дополнен народными присказками, песнями и обрядами. Элементы и мотивы национальных нарядов, узоров, украшений вплетены в костюмы персонажей, а музыкальное оформление спектакля основано на живом звучании народных карельских инструментов: кантеле, йоухикко, тростниковые дудочки, сигудэк. Спектакль «Сын-медведь» идет одновременно на финском, карельском, вепсском и русском языках.

«Воительница-Джырыбына». Погружение в мир традиций народов Якутии в спектакле-олонхо про девушку-богатыря. Театр Олонхо, Якутск, Республика Саха; автор произведения: Матрена Корнилова. 22 и 23 октября, Театр «На Литейном»

Спектакль-олонхо «Воительница Джырыбына» погружает современного зрителя в мир традиционного пения «тойук», шаманского обряда, уникальной национальной пластики и историю девушки-богатырки, сражающейся со злыми духами. Автор спектакля — Заслуженная артистка Республики Саха, режиссер и актриса Матрена Корнилова (24 марта 1962 – 21 февраля 2019) внесла значительный вклад в изучение, сохранение и современное развитие древнего искусства олонхо.

«Мы живем в Срединном мире между Верхним и Нижним. В олонхо, как и в эпосах каждого народа, речь идет о светлом и темном начале жизни и об ответственности человека не только за все свои поступки, но и за состояние мира. Когда снизу к нам проникает зло, тогда мы становимся недобрыми и надо этому противостоять. Только тогда от нас зависит, каким будет он, наш Срединный мир, благословенный богами», — Матрена Корнилова.

«Выше гор». Спектакль по мотивам чеченских народных преданий. Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова, Грозный, Чеченская республика; режиссер: Хава Ахмадова. 23 октября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Три легенды: о милосердии и прощении, о жертвенной любви и о верности слову — соединены общей сюжетной линией и передают нравственный код народа, это и есть тот закон, который «Выше гор».

Премьера спектакля состоялась в Москве на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ), после этого спектакль был показан на своей сцене в городе Грозный. Это событие стало по настоящему знаковым, до этого артисты ведущей чеченской труппы 33 года не выезжали на гастроли.

«Свой дом — красный дом, или Дорога домой». Драматическая постановка о жизни современного чеченского иммигранта в Париже. Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова, Грозный, Чеченская республика; режиссер: Хава Ахмадова. 24 октября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»

«Свой дом — красный дом» или «Домой» — драма современного иммигранта, не желающего терять национальную идентичность в новом для себя мире. Эта тема вызывает самое пристальное внимание чеченского общества; пережив на рубеже нового века трагедию войны, сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев. Главный герой пытается устроить свою судьбу в Париже. Сможет ли он вернуться на родину?

«Зулейха открывает глаза». Инсценировка нашумевшего бестселлера Гузель Яхиной. Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури, Уфа, Республика Башкортостан; режиссер: Айрат Абушахманов. 27 и 28 октября, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Инсценировку изданной в 2015 году и сразу ставшей знаменитой повести Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» сделала для театра драматург Ярослава Пулинович. Cпектакль поставил режиссер Айрат Абушахманов. Тридцатые годы прошлого века, крестьянка Зулейха из маленькой деревни вместе с другими ссыльными, людьми разных национальностей и конфессий борется в сибирской ссылке за жизнь.

«Первое, что зацепило — это суфийская легенда о царе птиц — Шах-птице. Ее рассказывает Зулейха своему сыну Юсуфу. Смысл легенды в том, что птицы искали царь-птицу Сямрук, которая наделена безграничной властью над другими («возможность убивать и миловать»). Достигнув царства великой птицы, они слепнут от яркого света, а когда начинают видеть, то понимают, что ее нет, это обман, иллюзия, миф. И великая птица, наказывающая и прощающая, она в каждом в отдельности и во всех них. Любая вертикаль авторитарна и репрессивна. И она — миф! Героиня преодолевает это», — говорит Айрат Абушахманов.

«Я – Будда». Музыкальная поэма о жизни Сиддхартхи Гаутамы – Будды. Национальный драматический театр им. Б. Басангова, Элиста, Республика Калмыкия; режиссер: Борис Манджиев. 28 октября, Театр «На Литейном»

В основе спектакля — история о том, как Сиддхартха Гаутама (Будда) приходит к постижению главного вопроса жизни, на поиски ответа которого он положил свою жизнь. Открыв эту высшую истину, в основе которой морально-этические нормы и добродетели, он передает его в виде учения своим ученикам и всем живым существам.

Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерден ко всем существам, одаренным жизнью» — вот главная идея спектакля.

Подробности на сайте Театральной олимпиады theatreolympics2019.com.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru