27 сентября 2021 года Музей П.И. Чайковского в Москве (в составе Российского национального музея музыки) представляет выставочный проект «Мгновение танца», в основе которого – фотографии балетного фотографа и критика Нины Аловерт (Россия – США). Выставка подготовлена совместными усилиями Российского национального музея музыки и самой Нины Аловерт.
Ж. Аюпова — Жизель в балете «Жизель» А. Адана. Гастроли Кировского театра в Вашингтоне, 1989
Н. Макарова в балете «Баядерка». Американский балетный театр, 1980
Е. Кузьмина, И. Марков в балете «Красная Жизель». Театр балета Бориса Эйфмана, 1997
Д. Родькин в балете «Спартак». Большой театр на гастролях в Нью-Йорке, 2014
С. Захарова — Жизель в балете «Жизель» А. Адана. Мариинский, 1998
В. Михайловский в номере «Умирающий лебедь». Нью-Йорк, 1998
Д. Вишнёва в балете «Лабиринт». Театр Марты Грэм, 2012
А. Асылмуратова, К. Заклинский в балете «Аполлон» И. Стравинского. Хореография Дж. Баланчина. Кировский театр, 1992
А. Галичанин – Мольер в балете «Дон Жуан и Мольер». Театр балета Бориса Эйфмана, 2001
Н. Макарова в хореографической миниатюре «Сиринкс». Хореография Л. Якобсона. 1968
В. Малахов. Студийная съемка. Нью-Йорк, 1994
Н. Капцова – Джульетта, Р. Овчаренко – Ромео в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Хореография Ю. Григоровича. Большой театр, 2011
Н. Цискаридзе в балете «Нарцисс» Н. Черепнина. Хореография К. Голейзовского. Короли танца. Ардани артист, 2009
М. Барышников в балете «Кающийся». Театр Марты Грэм, 1988
Д. Вишнева. «Умирающий лебедь». 2008
А. Лиепа. Бостон, 1988
Э. Стенберг. Эскиз декорации к балету «Сотворение мира»
Нина Аловерт является одним из самых значительных фотографов в мире балета, одним из первых фотографов, снимавших балет в театре, а не в павильоне, безусловно, одним из самых известных фотографов в России и за рубежом. Художник, на протяжении полувека искусно «останавливающий» время своим фотообъективом, так комментирует свою профессию: «Балет – любовь моей жизни… Я хочу остановить, насколько это возможно, мгновенье творчества или красоты. По моему убеждению, именно фотография хранит все лучшее в творчестве артиста, оставляя его имя и образ для истории балета».
Среди наград фотохудожника – международная премия Emmy Award за участие в качестве фотографа в съемках фильма «Вольф Трап представляет Кировский балет: “Лебединое озеро”» (PBS, Washington, 1986), диплом «За участие в сближении двух великих культур» международного балетного фестиваля Benois de la Danse (2003) и престижная награда «Душа танца» – «За пропаганду отечественной хореографии за рубежом», учрежденная журналом «Балет» (2017). Ее персональные выставки проходили в Великобритании, Канаде, России и США.
В Москве фотографии Аловерт, в том числе ранее не экспонировавшиеся, представит Музей П.И. Чайковского. На фотографиях отражены знаковые постановки Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка: Большого и Мариинского (Кировского) театров, Театра Бориса Эйфмана, Американского балетного театра (American Ballet Theatre) и Театра Марты Грэм (Martha Graham Dance Company); блестящие образцы студийной съёмки.
Фотообъектив Нины Аловерт запечатлел рисунок танца и драматическую игру ведущих мировых танцовщиков. Среди них: Михаил Барышников, Никита Долгушин, Владимир Малахов, Андрис Лиепа, Фарух Рузиматов, Николай Цискаридзе, Владислав Лантратов, Денис Родькин и др. Среди танцовщиц – легенды балетной сцены: Наталия Бессмертнова, Наталия Макарова, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Ирина Колесникова, Нино Ананиашвили, Жанна Аюпова, Алтынай Асылмуратова и др.
Работы Нины Аловерт будут дополнены ценными предметами из фондов Российского национального музея музыки, перекликающимися с постановками на фотографиях, в том числе рукописный репетитор балета «Жизель» Адольфа Шарля Адана, принадлежавший балетмейстеру Энрико Чекетти и балерине Анне Павловой, афиши и программы XIX–ХХ веков, эскизы декораций Арефьева, Стенберга и Юнович, скульптурная пластика Беклемишева, сценический костюм и пуанты обладательницы премии «Божественная» примы-балерины Дианы Вишнёвой.
Визуальный ряд экспозиции дополнит мультимедиа-арт-фильм «Притяжение: вариация во времени и пространстве» с участием Дианы Вишнёвой, созданный как живое абстрактное полотно на стыке балета, кинематографа, новых технологий и космических исследований, а также фрагменты киноверсий спектаклей авторского Театра Бориса Эйфмана.
Музей музыки благодарит за предоставленные экспонаты Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой и лично его основательницу Диану Вишнёву, а также Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана и лично его художественного руководителя Бориса Эйфмана.
Выставка будет представлена до 30 января 2022 года.