Музыка – универсальный язык, связующий людей, страны, нации

757

В 2019 году секция «Музыка» собрала рекордное количество профессиональных участников со всей России: 115 делегатов из Союза концертных организации России посетили VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Помимо этого, в дискуссиях приняли участие знаменитые международные продюсеры не только академической, но рок- и поп-музыки. Программа Общественного потока секции была также разнообразна: концерты, премьеры, спектакли проходили на многочисленных площадках города.

Одним из ключевых и главных мероприятий секции «Музыка» стало пленарное заседание под председательством Дениса Мацуева, где приняли участие руководители крупнейших музыкальных институций мира и концертных организаций России. В этом году темой Профессионального потока секции стала «Международная музыкальная индустрия — актуальные тренды».

В пленарном заседании приняли участие художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев (Россия), президент СКОР, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов (Россия), председатель правления СКОР, генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова (Россия), исполнительный директор Ассоциации Британских симфонических оркестров Марк Пембертон (Великобритания), президент немецкой театрально-концертной ассоциации «Deutscher Buhnenverein» Марк Грандмонтан (Германия), президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин (Россия), дирижер, художественный руководитель Центра исполнительских искусств провинции Цзянсу в Нанкине, почетный профессор Университета медиа и коммуникаций провинции Чжэцзян Кристофер Чен (Австралия, КНР), профессор Broadcasting Universuty of Zhejiang Максим Могилевский.

«Мы говорили о том, как привлекать новую публику в залы. Действительно, у нас в России за последние 20 лет, одно из наших достижений – половина зала, практически в любом регионе, – это молодые лица. На мой взгляд, формат open-air концертов – это тоже определенная возможность привлечь новую, молодую публику. В Европе и Америке с этим проблемы. Я имею в виду с молодыми лицами в залах. Нам это необходимо закреплять и развивать», – отметил Денис Мацуев.

Валерий Гергиев обратил внимание собравшихся на проблему «культурной бедности» — недоступность высоких образцов культуры и искусства значительной части населения планеты.

«Я целиком за то, чтобы и наша страна, и глобальное пространство по всему миру было наполнено высоким, благородным искусством величайших мастеров. Богатства накоплены несметные. Сегодня проблемы в мире — это не только бедность, отсутствие питьевой воды или квалифицированной медицинской помощи, изменение климата. Мы об этом слышим и думаем каждый день, но проблема культурной бедности должна быть решена. Очень многие города лишены не только хороших концертных залов или театров, у них нет даже камерных оркестров», — отметил Валерий Гергиев.

Марк Пембертон подчеркнул важность связей между британскими и российскими организациями, занимающимися классической музыкой.

«Российские оркестры, концертные залы, другие музыкальные организации получают финансовые средства от государства. Мы видим, что похожие тенденции находят свое выражение в Великобритании. Мы тоже говорим, как важно не терять музыкальное образование в обычных школах, потому что именно оно дает нам новую публику и позволяет вырастить новых талантливых музыкантов», — сказал Марк Пембертон.

Говоря о вопросах индустрии, эксперты затронули тему коллабораций классической музыки и современных поп- и рок-исполнителей. Могут ли разные музыкальные жанры быть совместимы? Не теряет ли качество исполнения и профессионализм музыкант при подобных копродукциях?

«Мы должны делать музыку более массовой, поднимая ее качество. Это тренд сегодняшнего дня. Я считаю, что необходимо именно объединение разных жанров – не дополнение, не ассимиляция, когда мы берем группу Deep Purple и она играет с симфоническим оркестром. Это абсолютно независимые жанры и выступления. И я считаю, что мы должны стремится к тому, чтобы жанры и качество уживалось, уважало друг друга в рамках больших мероприятий. Именно через подобный образовательный фильтр мы сможем дать нашему новому поколению возможность выбора. Мы дадим им возможность выбора через призму качества, и они сами выберут, что для них лучше», – отметил Михаил Шурыгин.

Музыкальная индустрия стремительно развивается, появляются новые возможности и тренды. Несмотря на то, что музыка постоянно меняется, становится частью современных технологий, она все равно будет неколебима и ценна, именно с точки зрения качества, профессионализма и мастерства.

Музыкальные эксперты и профессионалы со всего мира встретились на Международном семинаре и круглом столе в области менеджмента концертной сферы при участии Союза концертных организаций России и представителей мировых профессиональных сообществ. 14 и 16 ноября в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга. В рамках встречи спикеры из России, Китая, Германии, Великобритании выступили с докладами, связанными в первую очередь с вопросами концертного менеджмента и развития музыкальной индустрии. В дискуссиях приняли участие профессор, заслуженный артист РФ Александр Фисейский (Россия), директор музыкального фестиваля в Олдборо, экс-директор Променадных концертов Би-Би-Си (BBC Proms) Роджер Райт (Великобритания), руководитель и генеральный директор Немецкой ассоциации театров и оркестров Марк Грандмонтан, директор Китайского национального симфонического оркестра China National Symphony Orchestra (КНР) Ша Гуан и другие. В своих докладах спикеры из России, Китая, Германии, Великобритании затронули не только вопросы менеджмента музыкальной индустрии, но и вопросы образования и налаживания культурных связей.

«В Китае сейчас много молодых ребят: изучающих фортепиано более чем 30 миллионов, а по классу скрипки обучаются более 10 миллионов. Я думаю, что мы должны и в этих сферах развивать наш диалог – мы могли бы делиться опытом музыкального обучения наших двух стран и вместе двигаться вперед», – отметил директор Китайского национального симфонического оркестра China National Symphony Orchestra Ша Гуан (КНР).

Музыка – универсальный язык, связующий людей, страны, нации. Профессионалы музыкального менеджмента и бизнеса считают, что это является ключевым звеном для объединения стран и развития индустрии музыки.

«В наши времена культурный обмен и личные встречи являются лучшим способом развития мира. Такие понятия как чужое и собственное всегда были категориями нашего мира и только те, кто узнает свое, точнее самого себя в чужом, понимают, что объединяет нас всех как людей, – считает Марк Грандмонтан. – Искусство, особенно музыка, является в этом контексте сильным проводником, так как оно затрагивает нас эмоционально и создает определенную связь там, где слова не могут помочь».

В Капелле 16 ноября члены Союза концертных организаций России обсудили ход реализации Национального проекта «Культура», актуальные изменения в законодательстве и влияние на деятельность и экономику концертных организаций.

В первый день Форума состоялось пленарное заседание «Общее собрание Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах “Духовое общество” им. Валерия Халилова». Председателем собрания стала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец. Она отметила, что духовая школа и музыкальное образование в стране с каждым годом становится лучше, все крупнейшие музыкальные конкурсы уделяют все больше внимания именно духовым инструментам.

Президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество» им. Валерия Халилова, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов подвел итоги работы «Духового общества» за прошедший год. Так, в рамках национального проекта «Культура» по всей России было проведено 15 фестивалей, 2 больших фестиваля в Ялте, в «Артеке», и фестиваль в центре «Океан» во Владивостоке. Михаил Брызгалов также поделился планами «Духового общества» на следующий год: будет активно развиваться сотрудничество Хорового и Духового общества для организации крупных городских мероприятий в различных регионах России; на стадии формирования и отбора заявок находится проект «75-летию победы посвящается…».

Основной повесткой собрания Духового общества стал вопрос музыкального образования, как начального, так и высшего. Саксофонист Игорь Бутман озвучил несколько позиций, которые касаются развития музыкального образования в регионах, среди них: обеспечение государственной поддержки специалистам, выезжающим в села; организация практики студентов в тех городах, где они жили до поступления в ВУЗ; налаживание работы с «целевыми» наборами студентов.

На круглом столе Media + Music: создание современного коммуникативного пространства в области культуры — проблемы и решения, прошедшем в Камерном зале Екатерининского собрания, встретились две сферы деятельности: музыка и журналистика. Музыканты и директора фестивалей встретились с руководителями изданий и журналистами для обсуждения вопросов взаимодействия. В 2018 году был создан пилотный проект «Media + Music» на базе Международного фестиваля BelgorodMusicFest при участии Информационного агентства «Музыкальный Клондайк». Этот проект была создан для определения вопросов стратегии и тактики создания современного коммуникативного пространства в области культуры и искусства, а также исследования запросов общества. На круглом столе спикеры, среди которых были Борислав Струлев, музыкант, общественный деятель, основатель и художественный руководитель BelgorodMusicFest, руководитель Форума Мedia + Music, Елена Лащенко, основатель многопрофильной компании «Арт-Центр Плюс» и информационного агентства «Музыкальный Клондайк», продюсер, автор идеи форума Меdia + Music, Йосси Тавор, действительный член Евразийской академии радио и телевидения, ведущий радиостанции «Орфей», журналист, обозреватель, музыкальный критик, Александр Малич, теле- и радиоведущий, журналист, продюсер, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра, обсудили перспективы развития совместного сотрудничества сферы искусства и журналистики. Эксперты не только обозначили проблемы, которые сейчас препятствуют налаживанию благоприятной коммуникации между медиа пространством и областью культуры, но и обсудили такие векторы развития этого взаимодействия как: создание и проработка новых синтетических профессий, связанных как с журналистикой, так и культурологией, повышение квалификации и профессионального уровня специалистов в области цифровой журналистики, а также создание новых форматов коммуникаций между представителями культуры и широкой аудиторией.

Секция «Музыка» в этом году порадовала зрителей большим количеством концертов, спектаклей, премьер. В первый день Форума на разных площадках города прошло сразу пять мероприятий. На сцене Эрмитажного театра Петербург-концерт и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера представили премьеру оперы Моцарта «Дон Жуан». Это музыкальное произведение было выбрано не случайно – опера «Дон Жуан» – ровесница Эрмитажного театра. Она очень подошла для этого прекрасного камерного зала.

В тот же вечер на сцене Екатерининского собрания выступили молодые музыканты, финалисты Всероссийского конкурса «Созвездие» образовательного центра «Сириус». Летом 2019 года прошел I Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие», председателем жюри которого стал С. П. Ролдугин, а художественным руководителем конкурса — В. В. Пясецкий, директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. За это время финалисты конкурса уже стали участниками мастер-классов лучших музыкальных педагогов и выступили в концертных программах Московской государственной академической филармонии, Санкт-Петербургского Дома музыки и других ведущих музыкальных площадок России.

Одним из уникальных концертов стала «Музыкальная премьера в Эрмитаже». Впервые в Санкт-Петербурге выступил знаменитый израильский дирижер Даниэль Орен вместе с Симфоническим оркестром Силезской филармонии (Польша). В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала Увертюра к опере «Оберон» Карла-Марии фон Вебера, молодой российский пианист Адам Гуцериев исполнил Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор в трех частях Йозефа Гайдна, и апофеозом вечера стала «Месса ди Глория» Джакомо Пуччини, которую исполнил Объединенный хор Санкт-Петербурга. «Месса ди Глория» – уникальное произведение, которое совмещает в себе элементы канонической мессы, светского пения и оперного хора. Благодаря своему таланту и профессионализму, маэстро Даниэль Орен точно определил все нюансы этого произведения и представил его петербургской публике во всем своем многообразии.

В первый день Форума прошли два концерта, связанные с кинематографом и мультипликацией. «Музыкальные легенды кино» прозвучали в концертном зале «Колизей-Арена». Популярная crossover группа «Бис-Квит» исполнила знаменитые саундтреки к фильмам, которые уже стали классикой: «Амели», «Джеймс Бонд 007», «Запах женщины», «Леон», «Пираты Карибского моря». Оригинальная аранжировка для народных инструментов, выполненная художественным руководителем коллектива «Бис-Квит» Андреем Антиповым, придала особое звучание известным мелодиям. Второй концерт, прошедший на сцене Государственной академической Капеллы Петербурга, был посвящен 50-летию любимых героев «Союзмультфильма». Легендарные мелодии, песни, знакомые всем с детства из мультфильмов «Умка», «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», «Винни-Пух» исполнили заслуженные артисты, певцы и актеры: Юрий Гальцев, Иван Ожогин, Лариса Брохман, Елена Газаева и другие.

Второй день работы секции открылся в Капелле исторически значимой панелью «Технологии международного шоу-бизнеса и тренды музыкальной индустрии». Впервые на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в диалог вступили представители классической музыки и шоу-бизнеса. Легенды концертного бизнеса поделились своим опытом организации крупнейших мероприятий в мире, а также обсудили современные тенденции и тренды музыкальной индустрии. На исторической сцене Капеллы встретились: Тим Даудол, музыкальный агент (Великобритания); Кен Хенсли, рок-исполнитель, основатель рок-группы Uriah Heep (Великобритания); Станислава Армуталиева, основатель и управляющий директор Virginia Records, Animato Music, Virginia Publishing, Animato Music Publishing и Balkanika Publishing (Болгария). Эксперты международного шоу-бизнеса обсудили нынешнюю ситуацию музыкального рынка, как мирового, так и российского. Станислава Армуталиева отметила: «Любой талантливый человек с помощью цифровых технологий может проявить себя. Сегодня у молодых артистов гораздо больше возможностей». Цифровой рынок растет из года в год, и в связи с этим меняется и финансовое положение индустрии. Спикеры обсудили актуальное финансирование музыкальных проектов, при условиях цифровой глобализации. «Вкладывать 100% инвестиции, которые принесли бы 15% дохода – неразумно», – высказался Кен Хенсли. По мнению Тима Даудола, Россия находится в отдалении от ключевых точек монополии: «Музыкальная сфера зависит от развития страны во всех сферах. Россию в сфере музыки считают еще развивающейся страной. Две страны, которые мы считаем состоявшимися, это Польша и Чехия». Эксперты пришли к выводу, что современная музыкальная индустрия – это эра цифровых записей. Музыка не имеет границ, и в наше время музыканты не зависят от продаж каких-либо аудио носителей. Практически всю музыку можно сейчас скачать из интернета, но при этом живые выступления, концерты становятся все более популярными и ценными для любителей музыки.

После встречи представителей шоу-бизнеса на сцену Капеллы поднялись представители директора и руководители британских оркестров и филармоний. В панельной дискуссии «Музыкальные диалоги культур» приняли участие исполнительный директор Симфонического оркестра города Бирмингема Стефен Мэддок (Великобритания), директор BBC Philharmonia Саймон Уэбб (Великобритания), исполнительный директор струнного оркестра Scottish Ensemble Дженни Джэмисон (Великобритания), модератором мероприятия выступил исполнительный директор Ассоциации Британских симфонических оркестров Марк Пембертон (Великобритания). Каждый из представителей рассказывал о деятельности своего коллектива, затрагивая все важные аспекты существования симфонического оркестра. Говоря о финансовом положении оркестров в Шотландии, Дженни Джэмисон сообщила: «Финансирование делится на финансирование от правительства Шотландии, организации “Creative Scotland”, которая выделяет около 10 млн в год, финансирование от частных лиц составляет 1 млн раз в три года, а финансирование от правительства составляет 30-40%». Стефен Мэддок рассказал о деятельности своего оркестра: «В концертные программы включены как популярные композиции, так и классические. Музыканты должны развивать свои навыки. Когда все идет хорошо, мы играем 120 концертов в год и 20 камерных концертов. В общей сложности мы играем 200 концертов в год». Директор оркестра BBC Philharmonia Саймон Уэбб подробно говорил о творческом потенциале музыкантов и программах своих концертов: «Мы поощряем в музыкантах способность импровизировать. Музыкант должен быть творческим человеком, мы стараемся вдохновлять музыкантов на индивидуальное творчество. Мы создаем возможность для музыкантов ввести себя творчески, а не выполнять программу свыше».

Так же во второй день Форума состоялась Презентация архитектурно-художественной концепции Концертного зала Свердловской филармонии. Проект стратегически важного культурного объекта представили губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, руководитель проекта бюро «Заха Хадид Архитекте» Кристос Пассас и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, генеральный директор СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга», председатель правления Союза концертных организаций России Ольга Хомова, народный артист РФ Денис Мацуев, художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

«Я очень рад, что Россия получает такую блестящую перспективу. Мы имеем опыт создания концертных залов и в Петербурге, и в Москве, и как вы знаете, новые театры строились, и, слава богу, две столицы не отстают от регионов, но у них появляется неплохой шанс, – отметил Валерий Гергиев. – Конечно, Екатеринбург десятилетиями доказывает свое право называться одной из крупнейших столиц не только региона, который Екатеринбург ведет вперед. Это, конечно, индустриальный, промышленный центр, но еще и крупнейший культурный центр. Хочется пожелать успеха и полной реализации этого замысла».

В апреле 2018 года был объявлен открытый конкурс на разработку архитектурной концепции нового здания Свердловской филармонии. На конкурс поступило 47 заявок от ведущих архитектурных бюро со всего мира, более половины из них представляли зарубежные страны. В сентябре 2018 года были подведены итоги конкурса, из 8 участников финала победителем стала архитектурно-художественная концепция авторитетного и известного во всем мире архитектурного бюро «Заха Хадид Аркитекте».

«Проект с точки зрения формы довольно простой. Это большая крыша, которая соединяет наше здание со старым зданием филармонии, формируя такой павильон, некое пространство на первом этаже. Вход с Первомайской улицы и улицы Карла Либкнехта, а также с Зимнего сада. Таким образом это пространство объединяет эти три достопримечательности города. Это станет само по себе новой достопримечательностью города Екатеринбурга», – рассказал о проекте Кристос Пассас.

Участникам презентации были продемонстрированы проектные материалы нового концертного комплекса, а также презентационное видео, отражающее основную концепцию архитектурного решения.

Одним из ярких мероприятий Общественного потока стал концерт «Энси Хонг и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Рудина». Южнокорейская солистка Энси Хонг блистательно исполнила арии из опер «Богема» Дж. Пуччини, «Сомнамбула» В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. Этот концерт был приурочен к Году культурного обмена между Россией и Южной Кореей, которым объявлен 2020 год.

Знатоки музыки побывали на уникальном концерте «Возвращение шедевра русской музыки. Кантата Stabat mater Г. Ломакина». Сочинение было исполнено симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии, главный дирижёр — Рашит Нигматуллин и академическим хором Белгородской филармонии, главный дирижёр — Елена Алексеева. Спустя 154 года со дня премьеры в зале Дворянского собрания это кантата Stabat Mater вновь прозвучала в стенах Капеллы. Помимо произведения Г. Ломакина были исполнены и другие музыкальные символы эпохи – «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки.

Заключительный день секции начался с дискуссии на тему «Опера и драма: сюжет и его интерпретация в современном музыкальном театре». Фабио Мастранджело, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» (Россия), Ханс-Йоахим Фрай, режиссер (Германия), Юлия Стрижак, директор театра «Мюзик-Холл», Георгий Исаакян, режиссер (Россия), Алексей Степанюк, режиссер музыкального театра (Россия), Стефано Треспиди, режиссер-постановщик (Италия), Арно Бернар, режиссер (Франция), Андре Шове, вице-мэр г. Ницца (Франция) приняли участие в дискуссии, посвященной теме взаимодействия сюжета и оперы в современном театре. Сюжет рассматривался экспертами, как основа спектакля, режиссерского замысла, интерпретации. Существует ли сейчас некий канон: как надо ставить или как нельзя ставить спектакли? Можно ли соблюдать первоначальный замысел авторов? Необходимо ли вводить современный контекст в классическую оперу? Такими вопросами задались участники дискуссии.

«Театр остается отражением зрительного зала. Театр никогда не может разговаривать на темы, которые не интересны зрителям, которые сейчас находятся здесь. Театр – это всегда собеседник. А собеседник разговаривает с вами на темы, которые вам важны и интересны», – сказал Георгий Исаакян.

«Первичная функция сюжета – это запускать всю творческую активность, которая основана на либретто, на музыкальной работе. Опера – это музыкальная работа настолько же, насколько это работа литературная. Поэтому я активно защищаю профессию оперного режиссера, потому что я считаю, что это профессия, которая стоит совершенно особняком. Мне кажется, что оперный режиссер должен обладать особой техникой, особым подходом», – поделился Арно Бернар.

Логичным продолжением дискуссии стал концерт «Литературно-музыкальная фантазия по мотивам пьесы Г. Ибсена на музыку Э. Грига «Пер Гюнт». Симфонический оркестр, хор и солисты театра «Мюзик-Холл» под управлением Фабио Мастранджело исполнили практически полностью произведение Эдварда Грига, а актриса и телеведущая Сати Спивакова и артист театра и кино Владимир Кошевой прочитали отрывки из пьесы Генрика Ибсена. Концерт сопровождался художественным видеорядом.

В последний день Форума также прошли два концерта. «Презентацию Симфонического марафона – 2019» представил Народный артист России Сергей Стадлер вместе с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга. Музыканты исполнили избранные произведения Ф. Шуберта, которому в этом году будет посвящен Марафон. VI Симфонический марафон традиционно пройдет в конце ноября на сцене Государственной академической Капеллы. Также прошел концерт стипендиатов Благотворительного Фонда им. Иветты Вороновой «Новые имена», президентом которого является Народный артист России Денис Мацуев. Это мероприятие стало итогом работы Фонда в 2019 году по межрегиональной программе. В концерте приняли участие лауреаты гранта губернатора Московской области «Одаренные дети Подмосковья», стипендиаты Фонда, а также звезды классической музыки, начавшие свой творческий путь, благодаря Фонду «Новые имена».

О месте музыки в современном музее говорили участники коллоквиума «Музеи и музыка». Среди спикеров были генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров Михаил Брызгалов, президент Форума славянских культур Андреа Рихтер (Словения), директор Музея Cité de la Musique Мари-Полин Мартен (Франция), заместитель генерального секретаря Международного комитета музыкальных музеев и коллекций музыкальных инструментов Анна Ванг (Китай), генеральный секретарь Международного комитета музыкальных музеев и коллекций музыкальных инструментов Жан Ксьянг (Китай), куратор Музея музыки Королевского колледжа Габриэле Росси Роньони (Великобритания). Участниками коллоквиума были представлены лучшие практики интеграции музыкального искусства в экспозиции музыкальных и не музыкальных музеев, новые формы и технологии, связывающие музыку и музейные проекты, экспозиционный саунд-дизайн. Вторая часть коллоквиума – итоговая сессия «10 лет вместе» – была посвящена круглой дате со дня основания Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров. Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров была создана в ноябре 2009 года с целью сохранения, популяризации и развития музыкального искусства. На сегодняшний день АММиК объединяет 60 музеев из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Украины.

Прекрасным завершением секции стал концерт «Денис Мацуев и Челябинский симфонический оркестр под управлением Адика Абдурахманова» в Капелле Санкт-Петербурга.

«Этот концерт – рождение нового коллектива нашей страны – Челябинского симфонического оркестра. Это город-миллионник, в котором не было симфонического оркестра. Мы давно за это переживали, и вот пришел Алексей Текслер, который принял это решение. Здесь, в рамках Форума, это первый концерт этого коллектива. Мы очень ждем этого события, потому что челябинская публика тоже достойна слушать большой симфонический оркестр», – сообщил Денис Мацуев.

Пианист-виртуоз Денис Мацуев совместно с симфоническим оркестром и дирижером, Заслуженным артистом России Адиком Абдурахмановым представили петербургским слушателям классическую программу. На концерте прозвучали произведения П. И. Чайковского: Симфония № 1 («Зимние грезы») и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23.

По итогам Форума было получено большое количество писем от коллег с благодарностями в адрес Форума, Капеллы и правления Союза концертных организаций России за высокий уровень организации мероприятий секции «Музыка», профессиональных российских и зарубежных спикеров и интересную, содержательную и нестандартную программу деловой площадки.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.