Опубликован рейтинг популярных музеев России и мира

624

Ежегодно редакция газеты The Art Newspaper Russia представляет рейтинг самых посещаемых российских музеев и самых популярных выставок, составленный на основе предоставленных музеями данных и отображающий динамику зрительского интереса к искусству. У читателей также есть возможность сравнить эти показатели с мировым рейтингом музеев и выставок, составляемым редакцией британской The Art Newspaper. Благодаря предоставленным Министерством культуры РФ статистическим данным появилась возможность добиться максимального охвата российских музеев.

Рейтинг наиболее посещаемых художественных музеев Москвы и Петербурга традиционно остается самым стабильным. Как и в прошлом году Государственный Эрмитаж (4 374 600 человека), Государственный Русский музей (2 192 200 человека), Государственная Третьяковская галерея (2 168 800 человек) занимают лидирующие позиции. Настоящим успехом года можно назвать результаты Мультимедиа Арт Музея, Москва (1 974 400 человек), который переместился в списке с восьмого место на четвертое, обогнав Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1 300 900 человек). Помимо государственных музеев, в топ-20 попали и активные частные музеи, такие как Музей современного искусства «Гараж» (818 954 человека) и Еврейский музей и центр толерантности (520 000 человек) в Москве, Музей Фаберже (689 000 человек) и Музей современного искусства «Эрарта» (412 717 человек) в СанктПетербурге.

При составлении рейтинга редакция традиционно руководствовалась принципом «не более трех выставок от одного музея». Рейтинг в этой категории составлялся не по абсолютному числу зрителей, а по среднему количеству посетителей в день. Самой посещаемой выставкой в 2018 году стала «Сокровища музеев России», состоявшаяся в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства». Ее за 19 дней работы увидело 212 539 человек. Стоит также учитывать, что на показатели посещаемости сильно влияют такие факторы, как цена и наличие или отсутствие общего билета, дающего право посетить выставку вместе с основной экспозицией. Так, три самые популярные выставки в Эрмитаже, занявшие строчки со вторую по четвертую можно было посетить как по отдельному, так и по общему билету. В результате на втором месте выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.

Шедевры Лейденской коллекции в Эрмитаже», которую за 113 дней посетил 1 188 889 человек; на третьем месте выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи», которую за 81 день увидели 613 009 зрителей.

В рейтинге самых посещаемых парковых комплексов, кремлей и других «музеев с территорией» произошли небольшие перестановки в связи с тем, что музеи военно-патриотической тематики были перенесены в другую таблицу – тематических музеев, включающих естественно-научные, технические, музыкальные и театральные. Кроме того, сам рейтинг в этой категории вырос с 20 до 25 участников. Возглавил его Государственный музей-заповедник «Петергоф» с 5 714 000 посетителей.

В категории самых посещаемых литературных и мемориальных музеев существует своя большая тройка. Это два пушкинских музея (в Михайловском и в Санкт-Петербурге с городом Пушкин) и один есенинский (в Константинове). В 2018 году на первую строчку рейтинга вышел музей в Михайловском. А наибольшего прогресса за год добился Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас», поднявшийся с восьмого места на четвертое.

Самые посещаемые художественные музеи в регионах – Музейный центр «Площадь Мира» (299 900 посетителей) опустился на вторую строчку таблицы. На первом месте расположился Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» (посетило 373 400
человек), который после передачи архитектурных памятников Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю перестал быть «музеем с территорией».

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах – на первом месте с показателем 652 200 человек вновь расположился Национальный музей Республики Татарстан, на втором — Музейный комплекс им. И.Я. Словцова (за год его посетило
630 800 человек). Пермский краеведческий музей с показателем 442 100 человек находится на третьем месте.

Без представительства в социальных сетях сейчас не обходится ни один музей, это дает возможность самым простым и незатратным способом общаться с аудиторией, анонсируя актуальную информацию. В этом году обращает на себя внимание большой рост подписчиков в Instagram (что абсолютно укладывается в мировой тренд). Отметим также, что практически у всех крупных музеев есть Telegram-каналы, однако взрывной активности там пока не наблюдается. В этой категории лидирующие позиции вновь занимают Эрмитаж — 1 491 387 подписчик; Государственный исторический музей (включая Покровский собор) — за его соцсетями следят 979 219 подписчиков; Третьяковская галерея с 975 203 подписчиков.

Рейтинг российских музеев продолжает и дополняет общемировой рейтинг, составляемый редакцией британской The Art Newspaper и также разделенный на несколько категорий: 50 самых посещаемых художественных музеев мира (в него вошли Эрмитаж на 9-м
месте, Музеи Московского Кремля на 18-м месте, Третьяковская галерея на 29-м месте, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на 47-м места, а также Музей современного искусства «Гараж» на 96-м месте); 50 самых посещаемых художественных выставок мира.

«Мы составляем рейтинг посещаемости российских музеев уже в седьмой раз. 2018 год стал рекордным: в целом российские музеи навестило свыше 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны. Доля Москвы в общероссийской статистике, как обычно, велика; но говорить о какой-то драматичной диспропорции между столицей и остальными регионами страны сейчас нельзя. Конечно, нельзя списывать со счетов «пиковую нагрузку», выпавшую на период проведения в России чемпионата мира по футболу, а также многочисленные возможности бесплатно посетить музей («Дни культурного наследия», «Ночи в музее» и т.д.). В ситуации изобилия интересных выставок перед коллегами из музеев довольно остро стоит вопрос, как привлечь посетителя и в результате повысить посещаемость музея. В этом году мы уделили этой теме особое внимание. Очевидно, что в формировании лояльности у зрителя большую роль играют социальные сети. Но сегодня важен не сам факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с пользователями», – говорит главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

От редакции: Публикация рейтинга лучших музеев на страницах газеты The Art Newspaper Russia и сетевого СМИ «АртМосковия» является актуальной информацией для аудитории, интересующихся музейным делом и музейной тематикой. Учитывая, что такой рейтинг составлен на кануне Международного фестиваля музеев «Интермузей 2019», который пройдёт в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва) в период с 30 мая по 2 июня 2019 года, предоставление статистических данных такого рода, помогает музеям

Для справки:

Газета The Art Newspaper Russia — часть самой компетентной в мире информационной сети в сфере искусства, единственное* в России интернациональное издание искусству. Издается тиражом 70 тыс. экземпляров. Цель газеты — включить русскоязычную аудиторию в мировой художественный контекст, помочь интеграции российского искусства в глобальную арт-систему. В 2014 году Инна Баженова стала владельцем английской The Art Newspaper и всей международной лицензионной сети издания в Великобритании, Греции, Италии, Китае, России, США и Франции. Издания сети распространяются в 60 странах. Редакция имеет офисы и представительства в Афинах, Гонконге, Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Париже, Пекине и Турине. Все материалы публикуются ежедневно на сайте газеты theartnewspaper.ru .

_______________

* Не единственное. Издательский проект СМИ «АртМосковия» работает с 1 апреля 2015 года, за время работы осветил более 5300 событий и доказал свою состоятельность среди информационных партнеров и читательской аудитории. По мнению ряда информационных партнеров редакции, сетевое издание artmoskovia.ru входит в ТОП-5 лучших специализированных информационных изданий России, освещающих события сферы культуры и искусства – прим. ред.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.