Пермская опера запускает новый проект «Один на один». В ситуации, когда из-за распространения коронавируса в мире театр значительно ограничен в своей работе, он находит новые формы взаимодействия с публикой. С конца марта на спектаклях, которые транслируются через интернет, сможет присутствовать один зритель, для которого, единственного в зале, будут играть артисты и музыканты.
На минувшей неделе по новостным лентам и социальным сетям разошлась фотография из берлинской Государственной оперы: в оркестровой яме — музыканты берлинской Штаатскапеллы, за дирижерским пультом — маэстро Даниэль Баренбойм, за его спиной — зияющий пустотой зрительный зал. Премьера новой постановки «Кармен» Жоржа Бизе открыла новую эпоху в истории мирового театра — эпоху онлайн-спектаклей, собирающих десятки и сотни тысяч зрителей со всего мира, но исполняемых при пустом зале.
Театры и концертные залы в России и за рубежом один за другим уходят в виртуальную реальность, не позволяя культурной жизни прерываться даже в самых непростых обстоятельствах. Такие прямые трансляции бьют рекорды просмотров и привлекают повышенное внимание международной аудитории — но одновременно заставляют задуматься о природе театра как вида искусства.
Театр — это в первую очередь пространство диалога, коммуникации, контакта. Зритель является таким же полноправным соавтором спектакля, как певец, дирижер и режиссер — театральное событие формирует их встреча с аудиторией. Неслучайно одним из ключевых понятий современной науки о театре стал термин «петля ответной реакции», введенный немецким теоретиком Эрикой Фишер-Лихте. «Петля ответной реакции» связывает действия артистов и отклик зрителей в единое художественное поле, в акт сотворчества, в магическое «здесь и сейчас».
Полноценный спектакль не может состояться без участия публики. Но что произойдет, если в зрительном зале будет присутствовать хотя бы один человек?
Оставаясь верной мысли о том, что театр — это территория художественного и социокультурного эксперимента, Пермская опера отвечает на вызовы времени запуском проекта «Один на один», инициатором которого выступил главный режиссер театра Марат Гацалов. С конца марта на всех спектаклях, которые будут транслироваться Пермской оперой онлайн в прямом эфире, будет присутствовать один зритель.
Один человек — это уже публика? Как его присутствие повлияет на работу сотен человек, принимающих участие в проведении спектакля? Окажется ли этого достаточно для того, чтобы «петля ответной реакции» возникла — и спектакль как коммуникативный акт все-таки состоялся? Попытка найти ответы на эти вопросы — ключевая задача проекта «Один на один».
Марат Гацалов, главный режиссер Пермского театра оперы и балета:
— Природа театра заключается во взаимодействии зрителя и артистов на сцене. Чтобы в сегодняшней ситуации сохранить эту связь, мы придумали проект, аналогов которому, насколько я знаю, еще не было в истории театра. Мы будем приглашать на спектакли одного зрителя, выбранного методом лотерейного отбора из числа зарегистрировавшихся на спектакль. В идее проекта «Один на один» отражено наше отношение к зрителю: мы готовы играть спектакли и для одного человека, потому что по большому счету для создания поля творчества один зритель равен по своей ценности полному залу.
В ближайшее время театр начнет принимать заявки от тех, кто хотел бы получить уникальную возможность стать единственным зрителем в зале. Правила участия можно будет найти на сайте и в соцсетях театра. Один из артистов перед показом из числа заявившихся будет методом розыгрыша выбирать того, кто сможет оказаться в зале.
Расписание онлайн-трансляций спектаклей, на которых сможет присутствовать один зритель, появится на сайте permopera.ru. Чтобы соблюсти меры безопасности в период карантина, зрителя перед входом в зал будет осматривать врач.