Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойВыставкиУчитель и ученик. Произведения Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого из частных...

Учитель и ученик. Произведения Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний

РЕРИХ Святослав Николаевич
. Портрет. 1920-е годы. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

«Центр Искусств. Москва» представляет выставку «Учитель и ученик. Произведения Николая Рериха → Святослава Рериха → Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний». В экспозиции демонстрируются несколько десятков работ Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого. Выставка приурочена ко дням рождения Николая Константиновича Рериха (9 октября, 1874 – 1947) и Святослава Николаевича Рериха (23 октября, 1904 – 1993)

Николай Рерих вошел в историю искусства как один из значительных живописцев, мыслителей, общественных деятелей, ученых, путешественников, писателей. Отец художника и мыслителя Святослава Рериха. Николай Рерих – выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, ученик Архипа Ивановича Куинджи. Активный участник антрепризы С. П. Дягилева. Николай Константинович – знаток русской культуры и искусства; произведений Рамакришны и Вивекананды, творчества Рабиндраната Тагора. Создатель Пакта Рериха. Организатор исследовательских экспедиций по Азии. При жизни были организованы и с успехом прошли многочисленные международные выставки Рериха в США, а также в Европе – Вене, Праге, Берлине, Дюссельдорфе, Милане, Париже, Реймсе, Риме, Мальме, Хельсинки.

«Учительство есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя», – писал Николай Рерих. Он стал учителем для своего сына Святослава и идейным наставником для Бориса Смирнова-Русецкого. Николай Константинович оставил после себя оригинальное живописное наследие и многочисленные философские труды. В экспозиции «Центра Искусств. Москва» представлены как ранние работы Николая Рериха, посвященные истории России и христианству, так и зрелые произведения, созданные во время азиатских путешествий семьи Рерихов. Творчество Святослава Рериха также представлено живописью раннего и зрелого периодов из частных собраний.

Вдохновленный древней славянской культурой, Николай Рерих в юности много путешествовал, побывав в разных городах и селах России.  В 1906 году он выполнил работу – эскиз мозаики Архангела Михаила в Петропавловской церкви близ Шлиссельбурга, в 35 км от Петербурга.  Эта церковь была построена под руководством Владимира Покровского, русского архитектора и художника-реставратора, но мозаики по проекту Рериха выполнил В. А. Фролов.  В южном крыле располагалась мозаика Архангела Михаила, разрушенная во время Великой Отечественной войны.  Вместе с несколькими фотографиями, сделанными в 1907 году, это произведение – все, что осталось от мозаики Рериха.

Рерих изобразил архангела как победоносного воина верхом на коне, убивающего змея.  В 1908 году искусствовед Борис Фармаковский описал произведение так: «Скачущий на багряном коне святой Михаил с малиновыми крыльями бьет черную змею сильной правой рукой».

Семья Рерихов много лет посвятила изучению Индии, с огромным уважением относилась к местному населению, которое продолжает по сей день воздавать им должное. Святослав Рерих признавался: «Когда я пишу портреты, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю». В Индии музой Святослава Николаевича стала его супруга и актриса Девика Рени. На выставке портрет индийской красавицы написан в общих чертах, намечено лицо и одежда, фон, однако, он не был завершен. За долгую творческую жизнь Святослав Рерих создал обширную галерею портретов общественных и политических деятелей, представителей культуры и искусства.

На выставке «Учитель и ученик» также демонстрируется наследие последователя Рерихов Бориса Смирнова-Русецкого (1905 – 1993). Художник не только развивал в своем творчестве идейно-образные достижения наследия Рерихов, но и копировал их картины. В экспозиции представлены важные для понимания идей Николая Рериха картины («Борис и Глеб») в исполнении Бориса Смирнова-Русецкого. Даже находясь в Индии, Рерихи всегда тревожились о судьбах Родины, интересовались ее прошлым и будущем.

Картина «Борис и Глеб» была создана в поздний период жизни Николая Рериха, когда он жил в селении Наггара, расположенном в долине Кулу в Индии. В дневниках Рерих рассуждал о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. В образах воинов-подвижников и защитников Бориса и Глеба Рерих и вслед за ним Борис Смирнов-Русецкий воплотили самые высокие духовные идеалы.  Согласно истории междоусобной борьбы, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца князя Владимира, братья были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Народ наделил героев лучшими человеческими качествами, воплотив в них свои духовные идеалы, а Рерих и Смирнов-Русецкий увековечили в живописи образы народных героев.

Выставка в «Центре Искусств. Москва» раскрывает перед зрителями творческий масштаб Николая Рериха и Святослава Рериха. Выставка «Учитель и ученик. Произведения Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний» имеет значительный интерес для ценителей искусства, поскольку экспонируются работы из частных собраний, редко представляемых в государственных музеях. Вошедшие в состав выставки произведения демонстрируют наследие Рерихов как целостное явление российской и мировой культуры.

РЕРИХ Николай Константинович. Гималаи. Вид Канченджанги. 1935 или 1936. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ Борис Алексеевич. Борис и Глеб (по работе Н. К. Рериха (1942). 1990. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»



СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ Борис Алексеевич. Хребты Синюхи. 1959. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

РЕРИХ Николай Константинович. Архангел Михаил. 1906. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

РЕРИХ Николай Константинович. Воин. Середина 1890-х годов. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

РЕРИХ Николай Константинович. Вечернее зарево. Гималаи. Рассвет. 1938. Частное собрание, «Центр Искусств. Москва»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru