Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной состоится в Музее Москвы

Выставка Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной состоится в Музее Москвы

150 экспонатов из собрания 28 музеев и частных коллекций покажут на выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» в столице. Масштабный проект готовит Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств) – новый федеральный музей изобразительного искусства, который строится в Севастополе. Выставка пройдет в Музее Москвы с 16 марта по 13 июня. Межмузейный проект Российской государственной художественной галереи представит два разных взгляда на Крым.

Петров-Водкин-К.С.-Землетрясение-в-Крыму.-1927-1928.

Кузьма Петров-Водкин. Землятресение в Крыму. 1927-1928

Произведения Петрова-Водкина и Ломакиной для выставки предоставили 28 музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей имени Крошицкого, Симферопольский художественный музей. Также в выставке участвуют музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Автономного Ханты-Мансийского округа и частные галереи.

«Российская галерея искусств, здание которой по проекту Вольфа Прикса строится сейчас в Севастополе, ежегодно в рамках традиционных дней Крымской весны представляет в Москве большой межмузейный проект. В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию Константина Богаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в нынешнем году, который объявлен Годом педагога и наставника, галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и его одной из самых одаренных учениц, уроженки Крыма, Марии Ломакиной. Сравнивать и сопоставлять их взгляды на исторические события, природу и жизнь Крыма очень интересно», — рассказал директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов.

Выбор этих мастеров не случаен. Встреча Петрова-Водкина и Ломакиной состоялась ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был одним из ключевых педагогов советского художественного образования. После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, он занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, разрабатывал новую программу обучения живописи, читал лекции, вел свою мастерскую. А Ломакина, освоив его методы, создала собственный живописный язык.

«Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных, — поясняет куратор выставки Татьяна Нечаева. — Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и своим подходом к обучению. Он никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение – выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником».

Мария Ломакина многое переняла от учителя, однако знакомство с её творчеством для специалистов и публики началось сравнительно недавно, в 1990-е годы, когда искусствоведы стали изучать различные живописные школы 1920-1930-х годов. Благодаря дочери художницы, Марине Алексеевне, до нас дошли её графические и живописные работы – произведения матери она передала в Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей Востока.

Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой будут представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас – Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда – показаны все этапы становления Ломакиной как художника.

«С 1930-х годов она жила в Сергиевом Посаде, преподавала, участвовала в локальных выставках. Но работала больше в стол. Она всегда носила с собой карандаши и краски – чтобы любой момент жизни отразить на холсте. Это отражает стиль и образ жизни провинциального художника с качественным образованием», — говорит Татьяна Нечаева.

Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. Зрители смогут увидеть и сравнить два похожих, но разных взгляда на жизнь и природу полуострова: мужской и женский, взгляды севера и юга.

В частности, из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправит на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина оставалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее её не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал её портрет: во время работы, чтобы девочка не заскучала, он рассказывал ей волшебные истории.

Творчество Марии Ломакиной будет представлено её огромным полотном «Татарский эпос» со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству.

«Петров-Водкин не раз бывал в Крыму, в последние годы, страдая туберкулезом, приезжал туда на лечение. Ломакина не только родилась и выросла в Крыму, но и старалась выезжать на пленэры, командировки в родные места. В её работах виден неординарный талант, особый взгляд на Крым коренного жителя, впитавшего его историю и энергию», — отмечает Татьяна Нечаева.

Выставку дополнят документы, фото и материалы из архивов наследников художников.

Кузьма Петров-Водкин

Учился в классах живописи и рисования у самарского художника Федора Бурова, затем в Центральном училище технического рисования Штиглица и Московском училище живописи, ваяния, зодчества, где его преподавателями были Валентин Серов и Константин Горский. Участвовал в художественном объединении «Мир искусства», после революции занимался реорганизацией Высшего художественного училища Академии художеств. Петров-Водкин выразил себя во многих жанрах: он занимался книжной графикой – оформлял книги для детей, создавал костюмы и декорации для театральных постановок. Но, конечно, больше всего он прославился как живописец: уникальный авторский стиль, в котором есть как иконописные мотивы, так и реализм.

Мария Ломакина

Уроженка Крыма, училась на историко-философском факультете Московских Высших женских курсов, параллельно посещала классы художественной студии Константина Юона. В 1919 году дебютировала на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма. Как и другой крымский живописец, Константин Богаевский, после революции работала в Комиссии по охране памятников, а в 1923 году отправилась в Петроград – в Академии художеств Ломакина поступила в мастерскую Кузьмы Петрова-Водкина. На протяжении своей карьеры она отдавала предпочтение пейзажам, а также занималась научной реконструкцией древнерусской живописи, в частности, фресок Софии Киевской, новгородского Спаса на Нередице. С 1930-х годов жила и работала в Сергиевом Посаде (тогда – Загорске).

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru