29 апреля в музее «Новый Иерусалим» открывается выставка современного испанского художника и фотографа Хосе Мануэля Баллестера. Работы из серии «Скрытые пространства», которые будут представлены публике сразу в нескольких локациях музея, являются точными репликами всемирно известных живописных полотен, но без ключевого элемента – человеческих фигур. Эти необычные «шедевры без шедевров» произвели вирусный эффект в интернете во время пандемии, став еще одним символом самоизоляции. Впервые в России их можно будет увидеть в музейном представлении. Международный проект пройдет при поддержке посольства Испании в России.
Место охоты. 2008. С оригинала Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». 1565. Печать на холсте
Нежилой сад. 2008. С оригинала Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». 1500–1510. Печать на холсте
Весна. 2015. С оригинала Сандро Боттичелли «Весна». 1482. Печать на холсте
Место для рождения. 2012. С оригинала Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1482–1486. Печать на холсте
Мастерская художника. 2008. С оригинала Яна Вермеера «Искусство живописи». 1666–1668. Печать на холсте
Цель вмешательства Хосе Мануэля Баллестера в картины, ставшие знаковыми в западном искусстве, состоит в том, чтобы обнаружить и подчеркнуть важность пространства, окружающего их главных героев. Для этого художник убирает всех персонажей и те элементы, которые связаны с действием и движением живых существ, видны только ландшафт и инертные объекты, и природа и архитектурные декорации расцветают в своей главной роли.
«Это» упражнение на опустошение» позволяет, с одной стороны, более детально подойти к анализу того, как каждый художник создавал свои творения, и, с другой, — вызвать пересмотр или новое прочтение классики. Я хочу показать, что далеко не всё было сказано, и открыть путь для новых интерпретаций, нового видения, а значит, для нового отношения к классике. Я приглашаю зрителя взглянуть иначе на знакомые картины и поставить себя на другую плоскость созерцания»
В числе шедевров, «опустошенные» реплики которых Баллестер предоставил для выставки в Новом Иерусалиме, – «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Весна» Сандро Боттичелли, «Распятый Христос» Диего Веласкеса, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Обручение Девы Марии» Рафаэля и другие – всего более 20 работ, выполненных в размер оригинала.
Баллестер создает свои работы, начиная с цифрового файла, который впоследствии обрабатывается с помощью различных программ для достижения той же фактуры, цвета, текстуры и деталей, что и оригинальные работы, для максимального приближения к тому, как это сотворил художник оригинальной работы. Поэтому он берет на себя роль каждого из выбранных художников, уважая индивидуальный стиль каждого из них. Все картины Хосе Мануэля повторяют оригиналы в их первоначальном размере.
Работа над серией «Скрытые пространства» началась в 2006 году. В Испании и некоторых других странах они быстро привлекли внимание несколько лет назад, однако особую популярность картины художника получили в разгар пандемии коронавируса. В то время как излюбленные туристические места вдруг стали непривычно безлюдными, когда правительства по всему миру требовали оставаться дома, точные изображения мировых шедевров искусства без людей заполонили интернет и стали вирусными. Работы, созданные на протяжении нескольких лет, неожиданно стали созвучны настоящему времени.
Картины Хосе Мануэля Баллестера находятся в коллекциях государственных музеев и частных культурных институций Испании, США, Японии, Китая и других стран. В разные годы творчество Баллестера было представлено на персональных и сборных выставках в Музее Прадо в Мадриде, в Музее Гуггенхайма в Бильбао, Художественном музее Генуи в Италии, Национальном музее фотографии в Дании, Художественном музее Фроста в США, Галерее Паскаля Ваноке в Париже и многих других.
В России выставка Баллестера пройдет впервые, что отразилось в экспозиции – в нее включено несколько авторских реплик известных картин российских художников.
«Выставка в музее «Новый Иерусалим», помимо возможности показать свои работы в России, дает возможность приблизиться к культуре, которую я уважаю и которой восхищаюсь. Россия внесла в мировую культуру огромное количество сокровищ во всех областях искусства. В моей выставке я не мог пропустить таких мастеров, как Малевич, Кандинский – фундаментальных художников в развитии пластических искусств. Я надеюсь, что серия «Скрытые пространства» даст возможность российской публике углубить и расширить свой взгляд в путешествии по истории искусства, в котором зритель будет идти вместе со мной», – говорит художник Хосе Мануэль Баллестер.
Еще одна знаковая работа Баллестера — реплика знаменитых «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего — разместится в просторном атриуме перед входом на временную выставку «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз», которая продолжается в музее «Новый Иерусалим». Таким образом, музей как бы устраивает перекличку современного искусства и старых мастеров.
«Этот проект — можно сказать, наше первое серьезное прикосновение к современному искусству. Мы хотим дать нашим посетителям возможность задержаться в пространствах музея, остановиться у шедевров, которые им хорошо знакомы, но увидеть их совершенно иначе, будто шагнуть в эти великие картины и оказаться по ту сторону. После всех ограничений, после закрытия культурных институций, уверен, люди соскучились по искусству. Понимая важность таких встреч, мы делаем доступ к работам выставки «Скрытые пространства» свободным для всех гостей музея «Новый Иерусалим» и надеемся, что выставка их впечатлит», – поделился генеральный директор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов.