Выставочный проект Кети Мелкадзе «Гамарджоба!» открылся в Галерее ARTSTORY

1379

29 нояб­ря 2018 года в мос­ков­ской Гале­рее ARTSTORY (Москва, Ста­ро­пиме­нов­ский пер., д. 14) откры­лась выстав­ка гру­зин­ской худож­ни­цы, скуль­пто­ра Кети Мел­кад­зе «Гамар­джо­ба!». Скульп­тур­ные объ­ек­ты, инстал­ля­ции и релье­фы из про­во­лоч­ной сет­ки, рисун­ки мелом и живо­пись, – не самый обыч­ный «набор» для выста­воч­но­го про­ек­та. Но для твор­че­ства гру­зин­ской худож­ни­цы Кети Мел­кад­зе это есте­ствен­но, как и само назва­ние выстав­ки «Гамар­джо­ба» (дослов­но, кста­ти, это озна­ча­ет «Побе­ды тебе!», – имен­но так здо­ро­ва­ют­ся в Гру­зии). Выстав­ка вклю­ча­ет в себя про­из­ве­де­ния послед­них двух лет. Неко­то­рые рабо­ты круп­но­го раз­ме­ра Кети Мел­кад­зе гото­ви­ла спе­ци­аль­но, рабо­тая в арт-рези­ден­ции гале­реи в Москве.

Кети Мел­кад­зе роди­лась в Тби­ли­си, окон­чи­ла Тби­лис­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти «Фило­ло­гия». Любит слу­шать джаз и клас­си­ку и всю жизнь очень мно­го чита­ет. Все­го несколь­ко лет назад увлек­лась камер­ной метал­ли­че­ской скульп­ту­рой. Зна­ет, как скру­тить, сло­жить сло­я­ми, при­дать фор­му про­за­и­че­ской стро­и­тель­ной сет­ке и полу­чить реа­ли­стич­ную или абстракт­ную скульп­ту­ру или рельеф – фак­ти­че­ски, 3D-изображение.

Все сюже­ты берут­ся из жиз­ни. Они рож­да­ют эмо­ции. Доб­ро­та, любовь, чест­ное, небез­раз­лич­ное, искрен­нее отно­ше­ние авто­ра к сво­им пер­со­на­жам и пред­ме­там чув­ству­ют­ся в каж­дой рабо­те. Будь то ста­ри­ки, забав­ный сло­ник, груст­ная соба­ка, арле­кин или даже при­чуд­ли­вая швей­ная машин­ка в виде сак­во­я­жа, внут­ри кото­ро­го рука с нож­ни­ца­ми. Свой соци­аль­ный про­тест про­тив про­да­жи кури­тель­ных сме­сей она выра­жа­ет в сле­ду­ю­щей ком­по­зи­ции: из сет­ки появ­ля­ют­ся руки, слов­но при­кры­ва­ю­щие обла­ко дыма. Вме­сто меча у ста­туи «Мать Гру­зия» – сел­фи-пал­ка. «Зачем меч, когда мож­но айфон дер­жать и фотографировать?»

Ино­гда Кети Мел­кад­зе дела­ет скульп­тур­ные порт­ре­ты извест­ных людей и дарит сво­им пер­со­на­жам или музе­ям. Порт­ре­ты Софи­ко Чиа­у­ре­ли и Отио Иосе­ли­а­ни нашли место в музе­ях актри­сы и писа­те­ля. Кети рас­ска­зы­ва­ет, что мно­гое узна­ла о Хосе Кар­ре­ра­се, преж­де чем сде­лать ему пода­рок на кон­цер­те, кото­рый он давал в Тби­ли­си: «Боль­ше все­го он любит Бар­се­ло­ну и фут­боль­ную коман­ду “Бар­са”. Я сде­ла­ла ему яще­ри­цу в сти­ле Гауди на мяче “Бар­се­ло­ны”». Кста­ти, недав­но и у ува­жа­е­мо­го ею Миха­и­ла Михай­ло­ви­ча Жва­нец­ко­го появил­ся его порт­рет из сетки.

Боль­шин­ство её про­из­ве­де­ний выпол­не­но из обыч­ной про­во­лоч­ной сет­ки. Основ­ные инстру­мен­ты худож­ни­ка – не кисть или масти­хин, а руки, нож­ни­цы и кусач­ки. Сна­ча­ла нуж­но пол­но­стью при­ду­мать буду­щую скульп­ту­ру, потом пре­дель­но точ­но рас­счи­тать её раз­ме­ры. Не на бума­ге – в голо­ве. Ни закра­сить, ни поло­жить дру­гой слой, ни пере­де­лать потом не удаст­ся, – отре­зать мож­но бук­валь­но лишь один раз.

Нема­ло на выстав­ке будет и 3D-порт­ре­тов живот­ных, кото­рых так любит Кети. Сло­ны, соба­ки, даже вер­блю­ды – ана­грам­ма фами­лии Мел­кад­зе чита­ет­ся как camel.

Назва­ния сво­им про­из­ве­де­ни­ям худож­ник даёт неча­сто. Их при­ду­мы­ва­ют зри­те­ли, под­пис­чи­ки её попу­ляр­ных стра­ниц в соци­аль­ных сетях. Одна из запо­ми­на­ю­щих­ся под­пи­сей к рабо­те: «Очень лег­ко делать доб­ро, но труд­но быть добрым».

Рабо­ты Мел­кад­зе нахо­дят­ся в музе­ях, раз­лич­ных учре­жде­ни­ях и теат­рах Гру­зии, а так­же во мно­гих дру­гих стра­нах. Для худож­ни­ка важ­нее даже не то, что­бы запом­ни­ли её фами­лию, а пони­ма­ли, что рабо­та из Грузии.

«Я чисто­кров­ная гру­зин­ка и пат­ри­от сво­ей Роди­ны. Я при­е­ха­ла не толь­ко сде­лать выстав­ку в Москве, но и ещё раз ска­зать: не надо ссо­рить­ся и вое­вать. Я хочу при­гла­сить всех – рус­ских, гру­зин, абхаз­цев, осе­тин. И хочу всем пока­зать – мы дру­зья», – гово­рит о себе, выстав­ке и сво­ем твор­че­стве Кети Мелкадзе.

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 3 фев­ра­ля 2019 года.

Кети Мел­кад­зе. Гамар­джо­ба. Метал­ли­че­ская сет­ка. 60 х 80 см. Вид 3. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. «Не живи в горо­де, где не слыш­но лая собак». Метал­ли­че­ская сет­ка. 65 х 65 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Без назва­ния. Метал­ли­че­ская сет­ка. 77 х 53 см. 2017 год

Кети Мел­кад­зе. Две жен­щи­ны. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 50 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Жду­щий. Метал­ли­че­ская сет­ка. 67 х 39 см. 2016 год

Кети Мел­кад­зе. Заго­вор­щи­ки. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 20,5 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Кара­чо­хе­ли. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 51 см. 2016 год

Кети Мел­кад­зе. Король. Бума­га, мел. 50 х 58 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Лег­ко делать доб­ро, труд­но быть доб­рым. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 29 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Мои ста­ри­ки. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 40 см. 2016 год

Кети Мел­кад­зе. Оди­но­кий сне­го­вик. Бума­га, мел. 50 х 53 см. 2017 год

Кети Мел­кад­зе. Порт­рет ста­ру­хи. Бума­га, мел. 57,5 х 50 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Про­дав­щи­ца цве­тов. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 23,5 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Слон. Метал­ли­че­ская сет­ка. 70 х 91 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Сплет­ни­цы. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 24,5 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Тигрёнок. Бума­га, мел. 50,5 х 57,5 см. 2018 год

Кети Мел­кад­зе. Швейная машин­ка. Метал­ли­че­ская сет­ка. Выс. 22 см. 2018 год

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.