Аскар ШАЙХУТДИНОВ: «Фотография пресса на заводе Арконик СМЗ стала одним из самых популярных снимков»

333

Современное развитие технологий идет настолько семимильными шагами, что мы часто недооцениваем возможности, которыми обладает наше поколение. В 1939 году на заседании Парижской академии наук было объявлено об изобретении Дагером и Ньепсом дагеротипии. С тех пор дата 7 января 1839 года считается днем рождения фотографии. 180 лет развития технологии позволяют сегодня прослеживать историю человечества сквозь года и страны, наблюдать, в том числе, за становлением и развитием отечественной промышленности, её предприятий.

Фотосъемка сегодня, разумеется, зависит от оборудования, технологического оснащения фотографа, но главным, как и 180 лет назад, остается человек и его видение лучшего кадра. Об особенностях современной промышленной фотосъемки, опыте взаимодействия с крупными алюминиевыми заводами, поговорили с коммерческим директором «LINE ARTWORKS» Аскаром Шайхутдиновым.

– Аскар, основное направление вашей работы — промышленная фотосъемка, как вы пришли к этому?

– Промышленной съемкой мы занимаемся уже 8 лет. До этого работали преимущественно с рекламой и fashion-индустрией. В 2011 году, разрабатывая рекламную кампанию для бренда часов «Ракета», мы решили сфотографировать и само часовое производство. Оказалось, снимать промышленность безумно интересно! Ты можешь проследить всю производственную цепочку – как из сырья получается готовый продукт, можешь запечатлеть все связанные с этим процессы. Так мы переориентировались на промышленную съемку. Первых клиентов искали самостоятельно — предлагали предприятиям сделать фотосъемку на производстве. Вторым проектом для нас стала имиджевая съемка Sukhoi Superjet 100. Так получилось, что мы первыми из российских фотографов провели коммерческую съемку этого самолета.

– Есть ли какие-то различия между съемкой промышленных объектов и других видов съемки?

– В промышленной съемке совмещается сразу несколько жанров фотографии: предметная и архитектурная съемка, пейзаж и портрет. Вы должны быть профессионалом во всем и быстро переключаться между видами съемки. К тому же, если в любой постановочной съемке всё прописано заранее (объект, модели, сценарий и композиция), то в промышленной нужно импровизировать на месте. Иногда у нас бывает только один шанс сделать фотографию. Например, при съемке взлетающих самолетов или космических ракет. К тому же, вместо профессиональных моделей мы снимаем обычных рабочих, к которым нужно найти подход и научить их не бояться камеры.

– Какие самые захватывающие места России Вы посетители благодаря своей работе?

– За все время работы мы отсняли 160 заводов в 44 регионах страны. Фотографировали пуски космических кораблей на космодромах Восточный и Байконур, посетили старейший в стране Косогорский металлургический завод, увидели незамерзающий терминал «Ворота Арктики» и подготовили фотокейсы для половины из ТОП-10 металлургических производств России.

– Насколько сложно проводить съемку промышленных объектов, сколько на это уходит времени?

– Промышленный фотограф должен быть готов ко всему, так как часто из-за требований безопасности мы видим съемочную площадку уже в сам момент съемки. Поэтому сначала просим провести обзорную экскурсию по предприятию, во время которой делаем пристрелочные снимки и намечаем планы — это требует дополнительного времени. Ну и, конечно, на крупных предприятиях много времени уходит на логистику: нужно перевозить не только съемочную группу, но и каждый раз переустанавливать оборудование. Само время съемки напрямую зависит от поставленной задачи. Мы можем за один съемочный день сфотографировать новый вид продукции или потратить несколько недель на полноценный фотокейс для гигантского производства.

– Завод – глазами фотографа, какой он?

– Завод — полноценный организм, все его составляющие одинаково важны. В первую очередь, мы обращаем внимание на работников — они формируют лицо предприятия, от них зависят все производственные процессы. Не менее интересны экстерьеры и интерьеры цехов, а фотографии отдельных производственных процессов или оборудования вполне могут соперничать с кадрами из фантастических фильмов!

– Есть ли в промышленной съемке место для творчества? Требуется ли в промышленной съемке вдохновение?

– Промышленная съемка — чистое творчество. В отличие от репортажной съемки, где фиксируют все увиденное, мы делаем имиджевые снимки предприятий. Для этого постоянно придумываем сюжеты, выбираем наиболее выигрышные локации и время, когда объекты будут выглядеть особенно эффектно. На месте же определяем, кого из работников нужно задействовать для снимка и какую технику привлечь. При этом все идет в режиме нон-стоп, поэтому без вдохновения здесь не обойтись.

– Что можете посоветовать начинающим фотографам, желающим сделать промышленную съемку своим основным видом деятельности?

– Если вы хотите примерить на себя роль промышленного фотографа и понять, насколько вам подходит это направление, начните с фототуров, которые иногда устраивают крупные заводы. Если промсъемка пришлась вам по душе, попробуйте устроиться ассистентом к работающему в этом жанре фотографу. Для крупных съемок мы часто привлекаем ассистентов, которые помогают с оборудованием и параллельно постигают азы профессии.

– Есть ли сложности в проведении съемок на предприятиях?

– Большинство крупных предприятий — режимные и стратегически важные объекты. Поэтому часто время съемки ограничено и невозможно заранее увидеть саму площадку. Помимо этого, перед съемкой мы обязаны прослушать курс и пройти инструктаж по безопасности, а иногда от нас требуют даже сдать небольшой экзамен. Всей съемочной группе выдаются средства индивидуальной защиты, и мы попадаем в те же условия, что и работники производства. Иногда снимать бывает очень жарко (например, у металлургических печей) или, наоборот, крайне холодно — как в терминале «Ворота Арктики» зимой!

– Влияет ли на сложность съемки профиль завода, например, производства алюминия?

– В каждой отрасли идут свои производственные процессы, абсолютно непохожие друг на друга. Нельзя одинаково снимать производственные предприятия разного профиля. Важно каждый раз находить отдельный подход и понимать «фишки», на которые стоит обратить внимание при съемке. С нашим сегодняшним опытом мы не только знаем, где искать интересные кадры на предприятиях, но и стараемся привнести новое и интересное в каждую съемку.

– Участвуют ли Ваши работы по съемке предприятий в отечественных/зарубежных конкурсах?

– Мы не только участвуем в фотоконкурсах, но и уже третий раз проводим выставку «Промышленность России» на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). В ее экспозиции представлены лучшие фотографии с крупнейших предприятий страны. Таким образом, участники Форума смогли увидеть, что из себя представляет современная промышленность России.

– Была ли у вас по-особенному запоминающаяся съемка? Если да, то какая?

– Самой «экстремальной» для нас была съемка пуска ракеты на космодроме Восточный. Мы хотели сделать снимки с ближайшей точки к стартовому комплексу. Накануне нам сообщили, что камеру для этого нужно установить за 5 часов до пуска и оставить включенной. А это разгар зимы, раннее утро и температура доходит до -40°C. Всю ночь в гостинице мы мастерили защитный бокс для камеры из материалов, которые нашли в ближайшем строительном магазине и номере отеля. В ход пошли даже зубочистки! В итоге камера простояла на морозе все 5 часов и отлично отработала установленные 10 минут непрерывной серийной съемки. А у нас даже получилось видео, собранное из тысячи снимков!

– Вы участвовали в съемке завода Арконик СМЗ. Можете рассказать подробнее об этом?

– В прошлом году мы работали на Самарском металлургическом заводе — предприятии структуры Арконик Россия: снимали производственные цеха, готовую продукцию и специалистов завода. Однако больше всего нас впечатлил гигантский пресс усилием 75000 тонна-сила. Он был размером с целое здание! Насколько мы знаем, подобного пресса больше нет во всей стране. Его снимок стал одной из самых популярных фотографий в нашем портфолио, ведь он напоминает кадр из фильма о будущем.

– В составе Ассоциации более 100 компаний, можете рассказать почему им следует воспользоваться опытом Арконик СМЗ и провести подобную съемку своего производства?

– Мы живем в эпоху визуального контента. По компании судят, исходя из ее сайта, соцсетей и стендов на выставках. Хорошо оформленные фирменные ресурсы одновременно повышают статус компании. К тому же многие фантастические снимки с производств становятся вирусными — их перепечатывает пресса и репостят в соцсетях. Например, фотографии, которые мы сделали в 2011 году для аэропорта Пулково, до сих пор вызывают резонанс в интернете. Недавно их авторов искал даже заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа. Ну а лучше слов расскажет наше портфолио.