Ольга ПОНОМАРЕНКО: «За последние 50 лет городской транспорт совершил колоссальный прогресс»

641

Что­бы понять эво­лю­цию город­ско­го транс­пор­та, необ­хо­ди­мо вер­нуть­ся к его исто­кам. Каж­дая эпо­ха сопро­вож­да­лась сво­и­ми узна­ва­е­мы­ми мар­ка­ми авто­бу­сов и трам­ва­ев. Про­сле­дить за тен­ден­ци­я­ми каж­до­го вре­ме­ни, понять пре­иму­ще­ства обще­ствен­но­го транс­пор­та, а так­же озна­ко­мить­ся с рари­тет­ны­ми лег­ко­вы­ми и гру­зо­вы­ми авто­мо­би­ля­ми, спец­тех­ни­кой или, к при­ме­ру, авто­бу­сом ЛиАЗ 677 с алю­ми­ни­е­вы­ми створ­ка­ми две­рей мож­но в Музее «Мос­ков­ский транс­порт», рас­по­ло­жен­ном на Рогож­ском Валу. Кста­ти, до одно­имен­ной трам­вай­ной оста­нов­ки, вас может довез­ти новый трам­вай «Витязь‑М». О музее, его экс­по­на­тах, их исполь­зо­ва­нии в кино пого­во­ри­ли с Оль­гой Поно­ма­рен­ко, Началь­ни­ком экс­по­зи­ци­он­но-выста­воч­но­го отде­ла музея.

— Оль­га, как дав­но рабо­та­ет музей Мос­ков­ско­го транспорта?

— В 2016 году на базе сли­я­ния музеев ретро-авто­мо­би­лей и город­ско­го пас­са­жир­ско­го транс­пор­та был орга­ни­зо­ван Музей «Мос­ков­ский транс­порт». Сего­дня музей – струк­тур­ное под­раз­де­ле­ние ГУП «Мосгортранс», пред­при­я­тия, осу­ществ­ля­ю­ще­го пере­воз­ки пас­са­жи­ров по г. Москве на авто­бу­сах, трол­лей­бу­сах и трам­ва­ях. В свя­зи с этим, при­о­ри­тет­ны­ми экс­по­на­та­ми при фор­ми­ро­ва­нии экс­по­зи­ции ста­ли авто­бу­сы и трол­лей­бу­сы. В насто­я­щее вре­мя экс­по­зи­ция музея насчи­ты­ва­ет более 260 еди­ниц ретро-тех­ни­ки — это лег­ко­вые и гру­зо­вые авто­мо­би­ли, авто­бу­сы и спец­тех­ни­ка. Кол­лек­ции авто­мо­би­лей мар­ки «Моск­вич» заво­да АЗЛК, авто­мо­би­лей ГАЗ, слу­жеб­ных авто­мо­би­лей ГИБДД, тех­ни­ки вре­мен Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Леген­дар­ные «полу­тор­ки» и «трех­тон­ки», гоноч­ные боли­ды и спорт­ка­ры, так­же, при­сут­ству­ют в нашем музее!

— Слож­но ли под­дер­жи­вать транс­порт в отлич­ном состо­я­нии, «на ходу»?

— Да, слож­но. Любой меха­низм рано или позд­но потре­бу­ет ремон­та. И вот тут воз­ни­ка­ет сра­зу несколь­ко слож­но­стей: запас­ные части (нали­чие и сто­и­мость); спе­ци­а­лист, кото­рый может каче­ствен­но и с гаран­ти­ей сде­лать рабо­ты; рас­ход­ные мате­ри­а­лы (мас­ло, филь­тры, все­воз­мож­ные про­клад­ки, даже соот­вет­ству­ю­щее топ­ли­во най­ти непро­сто (оно про­сто уже не выпус­ка­ет­ся). Любой меха­низм пери­о­ди­че­ски дол­жен рабо­тать. После дли­тель­но­го без­дей­ствия рабо­та любой систе­мы ста­но­вит­ся непред­ска­зу­е­мой, а авто­мо­биль – это сово­куп­ность систем: топ­лив­ной, мас­ля­ной, пнев­ма­ти­че­ской, гид­рав­ли­че­ской, охла­жде­ния, тор­моз­ной и т.д. Гра­мот­ная экс­плу­а­та­ция, пусть и огра­ни­чен­ная, чрез­вы­чай­но важ­на для любо­го авто­мо­би­ля, а для ретро-тех­ни­ки акту­аль­ность это­го вопро­са мно­го­крат­но выше. Очень важ­но свое­вре­мен­но заме­тить пер­вые при­зна­ки некор­рект­ной рабо­ты меха­низ­ма, что­бы устра­нить неис­прав­ность до того, как она ста­нет реаль­ной проблемой.

— Часто ли экс­по­на­ты заби­ра­ют на «съем­ки», в каких филь­мах мы мог­ли их видеть?

— Осо­бен­но вос­тре­бо­ван обще­ствен­ный транс­порт 50‑х, 60‑х, 70‑х годов. В кол­лек­ции музея есть нема­ло «звезд кино»: напри­мер, авто­бус ПАЗ-651 сни­мал­ся в филь­ме «Вра­тарь моей меч­ты» про леген­ду совет­ско­го спор­та Льва Яши­на, авто­бус ЛАЗ 695 Е в филь­ме «Небо изме­ря­ет­ся Миля­ми», пожар­ную авто­ци­стер­ну ПМГ-36 мож­но уви­деть в филь­ме «Вре­мя пер­вых», авто­бус «Ика­рус 280» стал геро­ем филь­ма «Елки 5», а авто­бус ЛиАЗ 677 сери­а­ла «Весе­ло и гром­ко» и другие.

Так­же в экс­по­зи­ции музея пред­став­ле­ны моде­ли авто­мо­би­лей извест­ные по зна­ме­ни­тым совет­ским филь­мам, таким как «Опе­ра­ция Ы и дру­гие при­клю­че­ния Шури­ка», «Бере­гись авто­мо­би­ля», «Три плюс два» и так далее.

— Есть ли у музея свои традиции?

— Конеч­но. Мы еже­год­но при­ни­ма­ем уча­стие в меро­при­я­ти­ях по празд­но­ва­нию Дня Мос­ков­ско­го транс­пор­та. Напри­мер, в этом году музей пред­став­лял кол­лек­цию ретро-авто­бу­сов и трол­лей­бу­сов на про­спек­те Ака­де­ми­ка Саха­ро­ва, а кол­лек­цию ретро-авто­мо­би­лей — у глав­но­го вхо­да ВДНХ. Все жела­ю­щие, дети и взрос­лые, смог­ли уви­деть, на чем езди­ли жите­ли Моск­вы в про­шлые пери­о­ды, посе­тить салон, и даже поси­деть за рулем води­те­ля авто­бу­са моде­ли «Ика­рус 283».

— Рас­ска­жи­те о самом «пожи­лом» и «моло­дом» экс­по­на­те музея?

Самый «пожи­лой» экс­по­нат наше­го музея это Renault type AG1 taxi, выпус­кав­ший­ся с 1905 по 1910 года, а самый «моло­дой» экс­по­нат это Ё‑мобиль выпу­щен­ный в 2014 году в коли­че­стве все­го четы­рех экзем­пля­ров, один из кото­рых нахо­дит­ся в музее. Имен­но этот авто­мо­биль был пере­дан В.В. Жири­нов­ско­му 1 декаб­ря 2014 года.

— Вам доступ­ны все эпо­хи раз­ви­тия оте­че­ствен­но­го транс­пор­та. С этой точ­ки зре­ния, насколь­ко дале­ко пошел совре­мен­ный транс­порт: элек­тро­бу­сы, трам­ваи «Витязь‑М» и дру­гие виды транспорта?

— Обще­ствен­ный транс­порт в нашей стране раз­ви­ва­ет­ся и это абсо­лют­но точ­но. Вели­чи­на про­грес­са опре­де­ля­ет­ся не толь­ко циф­ра­ми и кило­мет­ра­ми, но чаще все­го лич­ны­ми впе­чат­ле­ни­я­ми кон­крет­но­го чело­ве­ка. И чем стар­ше чело­век, тем боль­ше инте­рес­но­го он может рас­ска­зать о про­грес­се в обла­сти пас­са­жир­ских пере­во­зок. За послед­ние 50 лет про­гресс про­сто колос­саль­ный, что лег­ко может заме­тить любой непред­взя­тый посе­ти­тель наше­го музея. От транс­пор­та, в кото­ром зимой было холод­но, а летом душ­но — к ком­фор­та­бель­ным совре­мен­ным сало­нам. От неудоб­но­го, тес­но­го и малов­ме­сти­тель­но­го город­ско­го транс­пор­та — к боль­шим, свет­лым и совре­мен­ным фор­мам. Орга­ни­за­ция дви­же­ния, кото­рой рань­ше про­сто не было (по объ­ек­тив­ным и субъ­ек­тив­ным при­чи­нам), теперь пред­ска­зу­е­ма, понят­на и вызы­ва­ет все мень­ше нареканий.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.