Ольга ПОНОМАРЕНКО: «За последние 50 лет городской транспорт совершил колоссальный прогресс»

336

Чтобы понять эволюцию городского транспорта, необходимо вернуться к его истокам. Каждая эпоха сопровождалась своими узнаваемыми марками автобусов и трамваев. Проследить за тенденциями каждого времени, понять преимущества общественного транспорта, а также ознакомиться с раритетными легковыми и грузовыми автомобилями, спецтехникой или, к примеру, автобусом ЛиАЗ 677 с алюминиевыми створками дверей можно в Музее «Московский транспорт», расположенном на Рогожском Валу. Кстати, до одноименной трамвайной остановки, вас может довезти новый трамвай «Витязь-М». О музее, его экспонатах, их использовании в кино поговорили с Ольгой Пономаренко, Начальником экспозиционно-выставочного отдела музея.

— Ольга, как давно работает музей Московского транспорта?

— В 2016 году на базе слияния музеев ретро-автомобилей и городского пассажирского транспорта был организован Музей «Московский транспорт». Сегодня музей – структурное подразделение ГУП «Мосгортранс», предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров по г. Москве на автобусах, троллейбусах и трамваях. В связи с этим, приоритетными экспонатами при формировании экспозиции стали автобусы и троллейбусы. В настоящее время экспозиция музея насчитывает более 260 единиц ретро-техники — это легковые и грузовые автомобили, автобусы и спецтехника. Коллекции автомобилей марки «Москвич» завода АЗЛК, автомобилей ГАЗ, служебных автомобилей ГИБДД, техники времен Великой Отечественной войны. Легендарные «полуторки» и «трехтонки», гоночные болиды и спорткары, также, присутствуют в нашем музее!

— Сложно ли поддерживать транспорт в отличном состоянии, «на ходу»?

— Да, сложно. Любой механизм рано или поздно потребует ремонта. И вот тут возникает сразу несколько сложностей: запасные части (наличие и стоимость); специалист, который может качественно и с гарантией сделать работы; расходные материалы (масло, фильтры, всевозможные прокладки, даже соответствующее топливо найти непросто (оно просто уже не выпускается). Любой механизм периодически должен работать. После длительного бездействия работа любой системы становится непредсказуемой, а автомобиль – это совокупность систем: топливной, масляной, пневматической, гидравлической, охлаждения, тормозной и т.д. Грамотная эксплуатация, пусть и ограниченная, чрезвычайно важна для любого автомобиля, а для ретро-техники актуальность этого вопроса многократно выше. Очень важно своевременно заметить первые признаки некорректной работы механизма, чтобы устранить неисправность до того, как она станет реальной проблемой.

— Часто ли экспонаты забирают на «съемки», в каких фильмах мы могли их видеть?

— Особенно востребован общественный транспорт 50-х, 60-х, 70-х годов. В коллекции музея есть немало «звезд кино»: например, автобус ПАЗ-651 снимался в фильме «Вратарь моей мечты» про легенду советского спорта Льва Яшина, автобус ЛАЗ 695 Е в фильме «Небо измеряется Милями», пожарную автоцистерну ПМГ-36 можно увидеть в фильме «Время первых», автобус «Икарус 280» стал героем фильма «Елки 5», а автобус ЛиАЗ 677 сериала «Весело и громко» и другие.

Также в экспозиции музея представлены модели автомобилей известные по знаменитым советским фильмам, таким как «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Берегись автомобиля», «Три плюс два» и так далее.

— Есть ли у музея свои традиции?

— Конечно. Мы ежегодно принимаем участие в мероприятиях по празднованию Дня Московского транспорта. Например, в этом году музей представлял коллекцию ретро-автобусов и троллейбусов на проспекте Академика Сахарова, а коллекцию ретро-автомобилей – у главного входа ВДНХ. Все желающие, дети и взрослые, смогли увидеть, на чем ездили жители Москвы в прошлые периоды, посетить салон, и даже посидеть за рулем водителя автобуса модели «Икарус 283».

— Расскажите о самом «пожилом» и «молодом» экспонате музея?

Самый «пожилой» экспонат нашего музея это Renault type AG1 taxi, выпускавшийся с 1905 по 1910 года, а самый «молодой» экспонат это Ё-мобиль выпущенный в 2014 году в количестве всего четырех экземпляров, один из которых находится в музее. Именно этот автомобиль был передан В.В. Жириновскому 1 декабря 2014 года.

— Вам доступны все эпохи развития отечественного транспорта. С этой точки зрения, насколько далеко пошел современный транспорт: электробусы, трамваи «Витязь-М» и другие виды транспорта?

— Общественный транспорт в нашей стране развивается и это абсолютно точно. Величина прогресса определяется не только цифрами и километрами, но чаще всего личными впечатлениями конкретного человека. И чем старше человек, тем больше интересного он может рассказать о прогрессе в области пассажирских перевозок. За последние 50 лет прогресс просто колоссальный, что легко может заметить любой непредвзятый посетитель нашего музея. От транспорта, в котором зимой было холодно, а летом душно – к комфортабельным современным салонам. От неудобного, тесного и маловместительного городского транспорта – к большим, светлым и современным формам. Организация движения, которой раньше просто не было (по объективным и субъективным причинам), теперь предсказуема, понятна и вызывает все меньше нареканий.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.