В Москве проходит летняя экспериментальная лаборатория Magnum Live Lab/19, организованная Комитетом по туризму города Москвы совместно с международным фотоагентством Magnum Photos. Результатом ее работы стала выставка фотографов агентства Magnum, которая открылась 16 июля 2019 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Magnum Live Lab — это международный проект, в рамках которого фоторепортеры легендарного агентства Magnum Photos в течение двух недель знакомятся с городом и осуществляют съемки, затем в открытом для публики режиме обсуждают фотографии и готовят экспонаты для итоговой выставки. Один из участников выставки — фотограф из Великобритании Марк Пауэр согласился дать интервью для «АртМосковии» и рассказал о своем творчестве, фотографии, работе фотографа-документалиста.
Марк Пауэр. Фотограф Анна Шмитко
– Вы участвовали в предыдущих проектах Magnum Lab – в Лондоне, в Китае, в Америке. Чем вам интересен этот опыт?
– В данном случае мне прежде всего интересно поработать в Москве. А вообще, фотография – это одиночное занятие, фотографы редко видятся друг с другом. Так что, мне очень интересно, даже волнительно поработать с коллегами, поучаствовать в коллективном труде. Думаю, в процессе работы нами будет двигать энергия общего дела, возникнет здоровая конкуренция. Вот, Георгий Пинхасов говорит, что будет работать по 18 часов в день, – меня подстегивает его стремление выкладываться по-максимуму. Результатом нашей работы в Москве станет общая выставка, и мне интересно, что из этого выйдет.
– А широкую публику чем может заинтересовать такая лаборатория?
– Такая живая лаборатория помогает развеять миф о том, что фотографии появляются как бы сами по себе, они ведь обычно видят готовую выставку. Тут же они увидят весь процесс: нас можно встретить на улицах, а во второй половине дня можно прийти в Музей архитектуры и посмотреть, как мы загружаем фотографии, распечатываем, смотрим, как они смотрятся на стене и рядом друг с другом, – такое, в своем роде путешествие из точки А в точку Б, который заполнит пробел в знаниях у простых зрителей, привыкших к готовому результату. Так что, это еще и образовательный процесс. На самом деле, фотография – это довольно сложное искусство, и даже профессиональным фотографам интересно понаблюдать за тем, как у их коллег возникают те или иные знакомые им проблемы. На самом деле очень сложно снять что-то такое, что в конце концов окажется чем-то значительным: зрители увидят весь этот мучительный процесс обсуждений, отбора.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас все стали фотографами, репортерами благодаря возможности снимать на смартфоны?
– Меня это ничуть не смущает и даже очень нравится, что столько людей фотографируют. И такой гражданский фотожурнализм, когда человек, оказавшийся рядом с каким-нибудь событием, тут же его снимает, освободил многих профессиональных фотографов для другой работы, – нам больше не приходится носиться за новостями. Я провожу семинары для любителей, которые хотят повысить свой уровень, и очень приятно, что люди хотят развиваться. Большинство людей, которые снимают фотографии, используют их для беседы в соцсетях. Я же занимаюсь совсем другим: я рассказываю истории.
– А испытываете ли вы на себе во время съемок в больших городах какие-то ограничения?
– В Британии мы до сих пор не должны спрашивать разрешения на съемку на улице, можем снимать кого угодно. Единственное, что эти фотографии нельзя использовать в коммерческих целях, скажем, для рекламы какого-нибудь банка, но в личных целях или в художественных это не запрещено. Есть в Британии определенные здания, изображения которых подпадают под авторское право, их нельзя фотографировать. Интересно другое. Большинство объектов в любом городе можно фотографировать, но их фотографировать особо никто и не стремится. И это как раз то, что меня интересует, – этим я и займусь в Москве.
– О любом большом городе, включая Москву, уже ведь сложились какие-то визуальные стереотипы. Учитываете ли вы их в работе? Стараетесь им не следовать, или наоборот?
– Последние годы я работаю над большим проектом в Америке, и три года назад встречался с американскими фотографами, которым показал то, что я там снял. У меня были опасения, что я делаю стереотипные фотографии об Америке. Вообще, о ней больше стереотипов в фотографии, чем о России, хотя бы просто потому, что о ней больше снято фотографий. И один из фотографов на той встрече сказал мне, что не пытайся избегать стереотипов, потому что она сама по себе – большой стереотип, здесь нельзя избежать религии, рекламы, много чего другого. И для меня эти слова прозвучали очень вдохновляюще. Сейчас я выпустил две книги об Америке, и на той же встрече один из фотографов сказал мне, что я фотографирую так, как снимал бы американец, – это было приятно услышать. Я не очень волнуюсь насчет стереотипов в фотографии, а сейчас, в Москве, даже не могу представить стереотипные кадры об этом городе. Конечно, может, это Красная площадь в солнечный день с большой толпой туристов, но если я и буду снимать Красную площадь, то ночью и совершенно безлюдной. Мне сейчас больше интересно сфотографировать такие места, мимо которых люди обычно проходят, не замечая их. Скажем, Москва в три часа утра – такой ее редко видят москвичи, потому что обычно спят в это время. Что касается стереотипов, то возможно даже интересно поработать над их созданием, как, например, мой коллега Мартин Парр, который построил свою карьеру, фотографируя стереотипное. А вообще, я слегка волнуюсь по поводу создания чего-то интересного для Москвы: почему это будет интересно, да и какое у меня право показывать москвичам Москву. Но это точно не будут стереотипные туристические фотографии. Это будет не та Москва, к которой привыкли жители этого города. Будучи британцем, но при этом чаще снимая в других странах, я привык дистанцироваться от предмета съемки, не делать вид, что я здесь свой: и это часть моей работы – взгляд со стороны.
Напомним, выставка участников проекта Magnum Live Lab/19 работает в ГМА им. А.В. Щусева до 1 сентября.