Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраИллюзия реальности

Иллюзия реальности

Кэтрин — Мария Юрковская, Теодор — Андрей Кузичев

Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац поставил спектакль в оригинальном жанре компьютерной драмы. Постановка «ОНА» по мотивам оскароносного сценария американского актера и режиссера Спайка Джонса инициирована и осуществлена художественным руководителем театра Георгием Исаакяном на основе его же адаптированного перевода. Она представляет собой вторую часть самого необычного проекта театра – футуристической трилогии «Я, робот», где впервые на музыкальной сцене использованы новейшие научные разработки и технологии современного мира. Трилогия посвящена темам взаимоотношений человека и искусственного интеллекта.

МДМТ имени Н.И. Сац продолжает рушить стереотипы, расширяя свои репертуарные горизонты. Теперь на его Малой сцене будет идти спектакль не совсем музыкальный и совсем недетский: на афише компьютерной драмы «ОНА» значится возрастной ценз 18+. Вопросы, поднимающиеся в спектакле, далеки от детского взгляда на мир. Они не только затрагивают тему взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, которая лежит на поверхности сюжета, но и выходят за ее пределы, заставляя задуматься по сути об экзистенциальных проблемах одиночества и любви, которые волновали человечество с древних времен и воспевались в сюжетах от Пигмалиона до Фауста, пытавших создать себе идеальных женщин.

В центре сюжета – главный герой, писатель Теодор, начавший на первый взгляд необременительный роман с искусственным интеллектом по имени Саманта. Собственно, и аббревиатура «ОНА» расшифровывается как «ОперацонНая системА» – в спектакле это голос актрисы Анастасии Светловой, который находится в непрерывном диалоге с главным героем, сопровождая его в повседневной жизни. Исполнивший Теодора Андрей Кузичев на протяжении почти 2,5 часов магнетически держит внимание зала на камерной сцене, оформленной художниками Анной Костриковой и Денисом Сазоновым как супер-технологичная современная квартира с выдвижными кроватями, столами, беговой дорожкой и многочисленными компьютерными экранами для дел, игр и коммуникации.

Если первый спектакль трилогии «Я, робот», AR-опера «Любовь к трем цукербринам» поднимает вопрос хрупкой иллюзии управления миром через искусственный интеллект, который способен в любой момент выйти из-под контроля и трансформировать реальность, то в компьютерной драме «ОНА» возникает компьютерная иллюзия удобных отношений – искусственный интеллект становится более комфортным аналогом спутника жизни. Он и правда удобен, не в пример недавней жене героя, с которой Теодор находится как раз в бракоразводном процессе, и не в пример реальной девушке, с которой он делает попытку создать отношения, но сразу сталкивается с претензиями. Не сказать, что компьютерная Саманта совсем уж беспроблемна – наделенная здесь чувствами и желаниями, она ревнует, негодует, как вполне реальная женщина, и даже пытается войти в телесный контакт с Теодором через суррогатную партнершу Изабеллу, чем и вовсе смущает его. Но все же количество преимуществ компьютерной спутницы жизни перед реальной неоспоримо – она морально поддерживает, помогает во всех делах, от разбора писем до коммуникации с издателями, она путешествует с ним по виртуальным реальностям и даже вполне искренне любит его, сожалея об отсутствии собственной телесности. Голос Саманты, который Теодор все время воспринимает через наушник, публика слышит так же, как и он – в наушник через специальное аудиоустройство, которое выдают каждому зрителю при входе в зал. Эта звуковая стереофония еще больше сближает публику с главным героем, помогая прочувствовать его эмоции словно бы через один с ним звуковой канал. Причем чувственность в этом любовном дуэте человека и операционной системы доходит до крайних эмоциональных выражений и подчеркнута страстными барочными интонациями музыки Клаудио Монтеверди.

Чем мог закончиться этот роман с операционной системой? – Сохраню интригу. Скажу только, что спектакль оставляет зрителя с философскими раздумьями не только на тему взаимодействия с искусственным интеллектом, но и на другие темы современного бытия.

Компьютерная драма «ОНА» — центральная часть трилогии «Я робот» — отныне займет достойное место в афише театра. В ней осваиваются новые для театра компьютерные технологии, в частности голографические проекции. С первой частью трилогии, где впервые на оперной сцене была представлена так называемая добавленная реальность, – AR-оперой Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам», созданной по роману Виктора Пелевина тоже в постановке Георгия Исаакяна и успевшей стать лауреатом Национальной оперной премии «Онегин», – зритель познакомился в конце предыдущего сезона. А во второй половине нынешнего сезона театр представит третью часть этого необычного цикла – VR-балет «Двухсотлетний человек» на музыку Габриэля Прокофьева по повести Айзека Азимова, ее ставит Кирилл Симонов.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Елена ПОСУВАЛЮК, предоставлены МДМТ имени Н.И. Сац

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru