Олег БОГАТОВ: «Зарабатывать, придумывая истории и создавая миры»

507

Благодаря развитию образовательных форматов сегодня у каждого человека есть возможность научиться чему угодно. Для этого даже дом не нужно покидать. Например, получить знания в области сценарного мастерства можно, пройдя курсы в сценарной школе «Лига Кино». Олег Богатов – руководитель школы, участник программы EdTech Акселератора ED2, которая реализуется при поддержке компании «Иннопрактика», поделился с нами тонкостями освоения этой творческой профессии.

– Олег, расскажите, что собой представляет ваша школа?

– Сценарная школа «Лига Кино» – это образовательная платформа, состоящая из онлайн и офлайн курсов, выстроенных в цепочку «от первой лекции к первому гонорару». Мы специализируемся исключительно на сценарном бизнесе: уникальные методологические решения и связи с киноиндустрией позволяют гарантировать контакт выпускников с продюсерами, главными редакторами киностудий и ведущих сериальных продакшенов.

– Кто является слушателями ваших курсов?

– Наши слушатели – это люди в возрасте 20-35 лет, которые уже работают со словом, но хотят реализовать свои возможности на другом, более высоком творческом уровне.

– Верно ли, что навыки, которые вы предлагаете развивать своим слушателям, могут помогать не только в профессиях киноиндустрии, но и в смежных специальностях? Людям, которые просто хотят «прокачать» свои творческие навыки, но далеки от кино, тоже к вам?

– Верно. К нам приходят журналисты, редакторы, пиарщики, маркетологи, рекламщики, юристы и организаторы мероприятий. А также писатели, блогеры, стендап-комики, авторы КВН и корпоративных праздников, режиссеры и продюсеры. Среди наших слушателей есть и видеографы заказного и свадебного видео. Все они рассматривают большое кино в качестве сферы своего профессионального развития.

Наша многолетняя практика показывает, что после обучения на базовом курсе, выпускники получают знания, которые могут выполнять свою текущую работу на более высоком и профессиональном уровне. Знание приемов драматургии, умение управлять вниманием читателей и зрителей, построение структуры повествования от экспозиции до кульминации позволяет выпускникам применять это в любой сфере.

– В чем секрет вашего метода обучения? Как вам удается на курсах и образовательных интенсивах научить тому, чему люди учатся годами в высших учебных заведениях?

– Наш секрет прост. Мы учим не «учиться писать», слушая мастер-классы и лекции именитых сценаристов, а именно писать – работать над словом под руководством мастера. В рамках учебной программы слушатели еженедельно готовят тексты, чтобы разобрать их с коллегами на мастерской. Доведение теста до совершенства порой требует до 10 итераций. Именно так и работает профессиональный сценарист в киноиндустрии: «сценарий не пишется, а переписывается».

Кроме этого, в сценарной школе есть свое ноу-хау: продолжительность каждого курсу составляет не более полугода, что дает возможность собирать пазл своего обучения в удобном графике и темпе.

Очевидно, что не все слушатели доходят до финального питчинга (прим. ред. – презентации) с продюсерами и главными редакторами: к нам приходят взрослые люди, которые платят свои деньги и заинтересованы в результате. Именно поэтому лишь 50% слушателей из набора обычно идет на продвинутый курс: после базового курса многие понимают, что не готовы сменить свою текущую деятельность на работу сценариста. Однако дружеские отношения между коллегами сохраняются: на наших курсах ребята получают хороший опыт, заводят приятные знакомства, находят друзей.

– Многие люди мечтают попасть в мир кино, но ворота в него, как известно, довольно узкие… Неужели после ваших курсов ученик может рассчитывать на то, что его сценарий окажется в руках известных продюсеров и именитых режиссеров?

– Действительно, ворота в мир кино узкие. Стоимость съемки фильма начинается от 30 миллионов рублей, стоимость серии сериала – от 5 миллионов. Продюсеры, которые отвечают за проект своими финансами, не хотят рисковать. Поэтому и сценарии заказывают либо известным людям, либо тем, кого порекомендовали. Слишком велика цена ошибки.

По этой причине мы построили курсы в формате цепочки. Человек, который прошел от начального курса до высшего, через все промежуточные звенья обучения, уже показал свою целеустремленность, нацеленность на результат, вменяемость и трудолюбие. Он скорее всего, пройдет конкурсный отбор на высший курс. За время учебы мы успеваем его узнать, как профессионала и личность. Преподавателями высшего курса школы являются главные редакторы, которые постоянно ищут новых авторов для своих кинокомпаний и сериальных продакшенов. За полгода обучения они выбирают молодых сценаристов для прохождения стажировки. Кроме этого, каждый год мы проводим питчинг авторов и проектов на киностудии «Амедиа», где собираются продюсеры и главреды других продакшенов. Ведь им тоже нужны свежие кадры.

– Какие-то картины уже сняты по сценариям ваших выпускников?

– Часть наших выпускников уже стала авторами полнометражных фильмов и сериалов, которые выйдут в 2019 году. Например, «Красный призрак», «Иччи (Глаза ночи)», «Счастье – это…». Большая удача, когда фильм выходит по графику: часто ждать приходится годами. Сценарист находится в фундаменте здания, которое называется «кино». Когда здание будет построено полностью – от автора не зависит.

– Можете привести примеры «звезд», которые начали блистать в индустрии после обучения у вас?

– Выпускники, которые писали вместе со мной полнометражные фильмы, выходящие в 2019 году – Павел Полуйчик, Артем Золотарев, Лилия Янтилина и другие.

– За каждым успешным проектом всегда стоит важная идея. Как вы определяете глобальную миссию, цель вашей деятельности?

– В нашей школе мы стараемся обеспечить максимально прямой, честный и быстрый профессиональный путь для авторов. Наша миссия – проложить путь в профессию сценарист для всех, кто хочет туда идти.

Рынок контента растет, а значит нужны новые и новые сценарии и сценаристы. Мы помогаем индустрии становиться лучше и сильнее, удовлетворяем ее потребности в новых авторах.

– Как вы сами пришли в кино?

– Мои родители не имели никакого отношения к кино: папа был рабочим на заводе, мама – бухгалтером в кулинарии. Трудно было представить, что я буду работать в киноиндустрии. Но, видимо, пришло время, и будучи 33-летним директором по маркетингу крупной компании, я принял решение учиться создавать кино. Занимаюсь этим до сих пор.

– Вы учите и сами учитесь. Сейчас проходите обучение EdTech Акселераторе ED2. Что вы планируете получить на выходе? Что дала вам программа?

– Подать заявку на обучение было моим лучшим решением 2018 года. В последний день приема онлайн-форм я сумел найти время и написать то, что хотел бы видеть в будущем для «Лиги Кино». Мое видение нашло поддержку у организаторов Акселератора Ed2Tech и нашего ментора Олега Баранника.

Благодаря программе мы частично пересмотрели стратегию развития бизнеса. В ближайшее время планируем регламентировать бизнес-процессы, позволяющие развивать «Лигу Кино» как вглубь (для обучения в регионах), так и вширь (обучение сценарному мастерству в игровой индустрии и других сферах). Именно под эту бизнес-модель планируем привлечь инвесторов на Демо Дне в Акселераторе.

Прошел месяц с момента начала нашей работы в программе, а мы уже получили колоссальный эффект: разработали новый курс для онлайн-обучения «Начальный курс сценарного мастерства и сторителлинга», проанализировали нашу целевую аудиторию, провели customer development, создали ценностное предложение по схеме, предложенной на воркшопе в рамках Акселератора. Кроме этого, мы получили обратную связь от коучей и лекторов по нашему продукту, обрели друзей среди коллег-стартаперов, начали налаживать новые бизнес-связи с крупными компаниями, потенциальными партнерами нашей сценарной школы.

– Желаем вам и вашей школе дальнейших успехов и развития!

– Спасибо.

Для справки:

Сценарная школа «Лига Кино» – образовательный центр для взрослых, желающих попробовать себя в новой профессии в области кино за короткий срок и с максимальными практическими навыками. Школа открылась в 2013 году. Задача школы – за 4-5 месяцев дать человеку возможность создать кинопродукт и найти себя в новой профессии.