Открытый лекторий «КУЛЬТУРА 2.0» удивил участников Санкт-Петербургского культурного форума

329

С 14 по 16 ноября 2019 года специальный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума – Открытый лекторий «Культура 2.0» – развернул свою дискуссионную площадку в ЦВЗ «Манеж». По традиции, большинство дискуссий и мастер-классов было посвящено технологиям в культуре и искусстве.

В этом году в работе Открытого лектория «Культура 2.0» основополагающей стала идея о том, что любые технологические новинки — например, искусственный интеллект, роботизированные механизмы или нейронные сети — не только облегчают человеку жизнь, но и заново определяют его творческие возможности. Эксперты из 19 стран мира обсудили влияние технологического прогресса на такие сферы, как музыка, дизайн, театр, музейное дело, танец, а также представили свои уникальные проекты и попытались предсказать дальнейшее развитие культуры.

Так, например, современный художник Бен Каллен Вилльямс (Великобритания) рассказал о проекте «Живой архив» (Living Archive), который реализовал этим летом в Лос-Анджелесе совместно со студией Уэйна Макгрегора и Google Arts & Culture. «Живой архив» – это эксперимент по использованию искусственного интеллекта в искусстве, в ходе которого машина проанализировала движения танцовщиков из архива МакГрегора за 25 лет, а затем предложила новые движения. Впоследствии МакГрегор даже поставил танцевальное представление на основе рекомендаций искусственного интеллекта.

Основатель AICAN и Artindex Ахмед Эльгамаль (США) представил систему CAN (Creative Adversarial Network), благодаря которой искусственный интеллект может не просто копировать изображения или сохранять их эстетику, а выдавать новые интересные формы. Однако Ахмед пояснил, что на сегодняшний день у искусственного интеллекта нет своего намерения или замысла – он лишь создает цифровые образы, спроектированные человеком.

В рамках дискуссии «Куда катится этот мир?» речь зашла о правовом регулировании работы искусственного интеллекта: «Я рада, что в ходе последней встречи Комитета министров Совета Европы в Хельсинки рассматривались вопросы создания нормативно-правовой структуры, которая позволит регулировать разработку и применение искусственного интеллекта. Это позволит убедиться в том, что использование искусственного интеллекта не нарушает права человека, а поддерживает и укрепляет их», – поделилась заместитель Генерального секретаря Совета Европы Габриелла Баттаини-Драгони (Италия).

Отечественным опытом использования технологических новинок поделился Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. На лекции «Цифра и культурный сектор» он рассказал о цифровой платформе с технологией дополненной реальности Artefact. Artefact – это гид по музеям России, который уже включает в себя 78 мультимедийных гидов и более 3 тысяч экспонатов.

Художественный руководитель пространства современного искусства YARAT Суад Гараева-Малеки (Азербайджан) высказалась о влиянии искусства на общество в целом: «У частных музеев есть прекрасная возможность формировать культуру города не только посредством выставок, но и посредством создания программ. У нас сейчас есть образовательные программы для широкой общественности, в рамках которых проводятся лекции, семинары, арт-резиденции. Проводятся также семинары для детей и для взрослых. Мы даже создали Академию YARAT, куда мы приглашаем ведущих докладчиков со всего мира, которые приезжают с лекциями для студентов университетов Баку. И мы таким образом предоставляем альтернативу не только государственным музеям, но и государственной образовательной системе».

Тема образования и его будущего не раз всплывала в ходе разных дискуссий. Так, например, специалист по маркетингу в Intel® RealSense™ Technology Сьюзанн Либрик (США) считает, что очень важно изучать, как люди взаимодействуют с миром, чтобы затем обучать этому роботов, а старший преподаватель магистерской программы по дизайну в Академии искусств «Бецалель» Михаль Эйтан (Израиль) отметила, что именно дизайн должен стать частью образовательных программ в самых разных областях, потому что может привнести порядок в хаос.

Интересными идеями поделились театральные дизайнеры. Художественный соруководитель компании Seven Sisters Group Софи Джамп (Великобритания) заявила о стирании границ между дисциплинами: по ее мнению, современные дизайнеры в театре становятся визуальными драматургами и даже архитекторами театральных событий. Дизайнер костюмов Луиза Фланаган (Великобритания) подкрепила эту мысль примером из собственного опыта, когда созданные ею костюмы, которые танцовщики снимали в процессе выступления, становились частью декораций. Также Луиза рассказала о том, что из всех новинок в ее профессии может найти применение 3D-печать: если не для работы над всем костюмом, то хотя бы над отдельными аксессуарами и декоративными элементами.

Тем не менее, многие эксперты сошлись во мнении, что технологические новинки пока еще не вышли на первое место во всех отраслях культуры и искусства: «Все автоматизировать в нашей профессии не получится. Мы сейчас понимаем, что искусственный интеллект все больше будет входить в нашу жизнь, но мы считаем, что он должен помогать художнику, а не мешать ему. Человеческое творческое начало, мне кажется, никогда не закончится», – подвел итог Ханнес Раффаседер (Австрия), композитор и проректор по научным исследованиям и инновациям Университета прикладных наук Санкт-Пельтена.

Далекой от технологий оказалась дискуссия «Жители засыпают – город просыпается». Представители ночных мэрий и специалисты по культурному развитию городов обсудили феномен ночной жизни. Член Исполнительного комитета Clubcommission Berlin Лутц Лейхсенринг (Германия) рассказал о том, что ночная жизнь развивается в трех направлениях – экономическом, социальном и эстетическом. Акцент следует делать на двух последних: к социальным аспектам относятся, например, общая атмосфера, толерантность и инклюзия, а к эстетическим – музыкальное сопровождение и дизайн. В экономическом плане поддержку оказывает город: в рамках проекта Noise Protection Fund правительство Берлина выделило 1 миллион евро на звукоизоляцию местных клубов. По словам Лутца, сейчас в Берлине насчитывается около 140 клубов и более 100 музыкальных площадок.

На паблик-токе «Чемпионат Европы по футболу 2020 в Петербурге. Один континент — одна культура: какой будет культурная программа главного футбольного турнира года» фокус переместился с ночной жизни европейских столиц на культурную жизнь Санкт-Петербурга: «Спортивные мероприятия, особенно касающиеся футбола, имеют огромную притягательную силу. Если говорить о Чемпионате мира по футболу, прошедшем в России, то аудитория просмотров превысила 4 миллиарда зрителей. Трудно не воспользоваться открывающейся для нас перспективой показать уникальный город, культурную столицу мира – Санкт-Петербург. Это наш шанс погрузить гостей и игроков Чемпионата Европы в атмосферу высочайшей культуры», – отметила Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец. Она также объявила, что новым послом Санкт-Петербурга на Евро-2020 станет балерина Диана Вишнёва.

На этом работа Открытого лектория «Культура 2.0» не заканчивается: проект продолжает серию своих региональных сессий, и до конца года планируется ряд встреч в Мурманске и Самаре. Подробную программу всех мероприятий можно найти на сайте Форума: culturalforum.ru

Фото ИТАР-ТАСС

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.