Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«РЕКОНКИСТА КРАСОТЫ»: Выставка фотографии Владимира Клавихо-Телепнева в музее «Новый Иерусалим»

«РЕКОНКИСТА КРАСОТЫ»: Выставка фотографии Владимира Клавихо-Телепнева в музее «Новый Иерусалим»

21 декабря 2022 года Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» открывает выставку фотографа Владимира Клавихо-Телепнева. На экспозиции будут представлены 92 художественных произведения автора. Часть работ демонстрируется впервые.
Владимир Клавихо-Телепнев – всемирно признанный мастер, один из лучших фотографов в России и автор уникальной техники Эгломизе в фотографии. Выставки с его участием проходили в Москве, Лондоне, Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио. Его работы входят в собрание крупных мировых музеев. Художественный стиль мастера узнаваем и уже успел стать объектом для подражаний. На выставке «Реконкиста красоты» представлены работы, в которых автор обращается к теме красоты и античного «калокагативного» представления о ней.

Владимир Клавихо-Телепнев. МИД и другие. Серия «Сталинский ампир». 2013. Прямая печать на дереве

– Современное искусство крайне редко обращается к такой категории, как красота. Владимир Клавихо-Телепнев, сохраняя творческую связь со старыми мастерами, продолжает традицию представления об искусстве как о прекрасном. Эстетическая составляющая в его работах так же важна, как и смысловая. Его работами можно просто любоваться, а можно и читать как литературные произведения, написанные языком символов и метафор. На выставке представлены работы, в которых автор возвращает утраченное в современном искусстве значение красоты, – говорит Наталья Шишкова, куратор выставки.

Представления о Красоте – одни из самых непостоянных в человеческой культуре. Античная греческая Этика для определения истинно прекрасного человека пользовалась термином καλοκἀγαθία, «калокагатия», составленным из двух слов со значением «красивый». Первое из них, καλός, подчеркивало красоту внешнюю, в то время как второе, ἀγαθός, говорило о красоте в нравственном отношении. Тем самым эстетический идеал того времени помимо физической красоты включал в себя еще этическую составляющую – добродетельность, благородство поступков и мыслей. В Средние века под влиянием христианского мировоззрения с его представлениями о тленности земного бытия и греховности всего телесного под Красотой понимается исключительно духовная красота, красота бессмертной души, созданной Богом. С наступлением эпохи Ренессанса возрождается и античный идеал гармонически развитой личности. В этот период вновь возвращается образ красоты физической, соединенной с духовностью, и она становится отражением Божественного в человеке и природе. Античное «калокагативное» представление о красоте сохраняется и до наших дней, хотя современное искусство все реже обращается к эстетической категории, отдавая предпочтение сложным концептуальным решениям.

Владимир Клавихо-Телепнев. Благовещение 2. 2021. Прямая печать на дереве. 49х41 см

Выставка дает возможность зрителю увидеть, как современный художник переосмысляет античное понятие калокагатии, дополняя его новыми смыслами.

– Иногда важнее даже не само изображение, а тот набор ассоциаций-символов, которые оно рождает. Поэтому очень важным звеном в формировании символического образа выступает сам зритель. От его восприятия зависит, будет ли понят заложенный автором смысл или же произведение останется просто изображением. Для меня овладение мастерством дает возможность бесконечного диалогам с выдающимися художниками прошлого. Моя реконкиста – это отвоёвывание потерянных и забытых ценностей, – комментирует фотохудожник Владимир Клавихо-Телепнев.

Экспозиция выставки разместилась в трех залах, в выставку вовлечено также и пространство музейного фойе. Каждый зал посвящен одному из понятий о красоте, существовавших в разные исторические периоды.

Первый зал показывает красоту человеческого деяния – архитектуру. На двухметровых деревянных панелях и холстах представлены коллажные изображения монументальных высоток советского периода, во многом определявших историческое лицо Москвы начала пятидесятых годов. В фокусе работ, представленных автором в этом зале, — привычная архитектура высоток в технике коллажа, распространенная в 20–30-х годах XX века и связанная с именами Александра Родченко, Эль Лисицкого и других. У Владимира Клавихо-Телепнева коллажи становятся портретами-воспоминаниями Москвы, которая еще сохраняется, но в то же время оказывается уже оставшейся в прошлом.

Владимир Клавихо-Телепнев. Портрет архитектора. 2020. Прямая печать на дереве. 43х40 см

Второй зал посвящен сверхчувственной красоте души. Изображения, отсылают зрителя к сюжетам иконописи и религиозной живописи эпохи Возрождения, выполненных на досках. Красота сверхчувственная не поддается словесному описанию. В русской культуре она означает божественную красоту души, которая может выражаться через земную – как в человеке, так и в природе. Владимир Клавихо-Телепнев создает мир, наполненный знакомыми сюжетами и символами, использовавшимися в западноевропейском искусстве Возрождения и древнерусском искусстве иконописи. С их помощью автор помогает зрителю проникнуть в личное для каждого человека сакральное пространство божественного.

Третий зал представляет красоту чувственную – физическую. Физическая красота, такая многообразная и противоречивая, стала для Владимира Клавихо-Телепнева объектом художественного исследования в серии работ «Sensuality».

Работы мастера можно принять за старинные фотографии начала XX века или дагерротипы. Подобный эффект объясняется тем, что художник применяет особую технику оформления изображений – эгломизе. Название техники происходит от фамилии её изобретателя, французского антиквара и гравера Жана-Батиста Гломи и впоследствии стало употребляться для обозначения всех подобных техник золочения на стекле, в том числе тех, которые существовали уже в Древнем Риме, Византии, средневековых королевствах Западной Европы, Древней Руси. Техника эгломизе представляет собой процесс нанесения декора из серебряной или золотой фольги на обратную сторону стекла с дальнейшей гравировкой геометрического или растительного орнаментов.

Владимир Клавихо-Телепнев. Портрет девочки из пансиона. 2014. Прямая печать на дереве. 34х33 см

Технология Владимира Клавихо-Телепнева не подразумевает искусственного получения орнамента, он образуется за счет трещин и неровного наложения сусального золота или серебра. Далее на уровне всего изображения полностью стирается сусальная основа, и ее остатки, как амальгама на старом зеркале, остаются на изображении и придают стеклу еще большую зеркальность. Творческий замысел художника – отразить реальность в изображении. Реальность эта включает в себя и предметы интерьера помещения, и зрителя, их рассматривающего, и естественное, и искусственное освещение. Свет и тени отражаются в этом зеркале и соединяются с изображением, дополняют его и становятся его частью.

– Можно сказать, что выставка «Реконкиста красоты» — необычный проект для нашего музея. Им мы открываем новые горизонты для себя в стремлении познакомить зрителя с современными мастерами. И, в общем-то, это наша первая большая фотовыставка. Необычная техника, художественное видение Владимира Клавихо-Телепнева, его размышления как мастера о красоте и ее эстетических идеалах – то, что отзывается сейчас и кажется необходимым. И это новое для нас направление абсолютно соответствует вектору развития «Нового Иерусалима», от проектов которого всегда ждут ярких эмоций, – рассказывает Анна Антипенко, генеральный директор музея «Новый Иерусалим».

В рамках выставки пройдут экскурсии, в том числе авторские. Проект будет доступен для посетителей до 4 июня 2023 года.

Владимир Клавихо-Телепнев. Бухта в Кейптауне. 2000. Эгломизе. 73х77 см

Владимир Клавихо-Телепнев родился 14 сентября 1962 года в Москве. Окончил Московскую полиграфическую академию по специальности художник-график, иллюстратор. С 1988 года работает как живописец и график, принимает участие в выставках и параллельно занимается фотографией. В последующее десятилетие полностью посвящает себя поиску своего места в фотографии. Работает в качестве фотокорреспондента для информационных агентств Испании, Италии и Франции. Позднее занимается фотосъемкой моды и рекламы. А с 1997 года начинает осуществлять собственные художественные проекты. В этот период В. Клавихо-Телепнев обращается к опыту мирового искусства различных эпох, совмещая разнообразные стили и формы. Сам мастер видит этот процесс как диалог с художниками и писателями прошлого и их произведениями. Образование и семейное окружение (дед В.И. Телепнев – ученик Фаворского и бабушка М.Н. Данилова – ученица Грабаря и Истомина, дед Рауль Эдмундо – фотограф) помогают ему глубоко изучать специфику выбранной стилистики и привносить ее в свои произведения.

Неотъемлемой частью стиля Владимира Клавихо-Телепнева являются техники печати и оформления изображений. Первая техника – прямая печать на деревянных панелях. Вторая – старинная техника эгломизе, переработанная автором, о чем будет подробно рассказано в третьем зале.

Сюжеты работ Владимира Клавихо-Телепнева имеют разные литературные, живописные, театральные источники. В 2004 году создана серия работ по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», в 2010 году закончена серия работ, иллюстрирующая сказку Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», которая была представлена на двух крупных выставках: в Оксфорде (2012) и в 7 крупных музеях Японии (2020–2021). 2018 год был посвящен созданию сказочной серии «Кремль», которая была показана в Кремлёвском дворце в 2019 году. В 2021 году закончена серия по сборнику стихотворений Шарля Бодлера «Цветы зла». Сегодня творчество В. Клавихо-Телепнева признано во всем мире. За первую свою книгу «Imperfecto», посвященную деду-фотографу, Владимир Клавихо-Телепнев получил премию «Лучший фотоальбом Восточной Европы 2001–2002 года». Одной из самых ценных для самого мастера стала выставка «К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина» 2010 года. В. Клавихо-Телепнев оказался единственным современным российским художником, работы которого были представлены на экспозиции, наряду с шедеврами Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Франциско Гойи, Владимира Боровиковского, Валентина Серова и др.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru