Содзи Симада: Если человек хорошо рисует, у него больше шансов стать автором детективных романов

284

В начале декабря 2019 года, в рамках проекта «#ЛитМост. Эксмо объединяет», российские читатели смогли пообщаться с культовым японским писателем Содзи Симадой. Симада – один из родоначальников жанра «хонкаку-детектив» – романа, на страницах которого читатель может найти разгадку детективной интриги раньше главного героя.

Содзи Симада был в гостях в московской Библиотеке № 3 им. Н. А. Добролюбова, где в рамках прямой трансляции смог ответить на вопросы читателей из Североморска, Самары, Екатеринбурга, Саранска, Пугачева и других городов России. Библиотекари из разных частей страны рассказали японскому гостю, как в рамках года Японии в России у них проходили различные тематические мероприятия – от специальных чаепитий до мастер-классов по оригами. Содзи Симада в свою очередь признался, что очень любит Москву, читает русских классиков и интересуется русской кухней.

Главный герой Содзи Симады — эксцентричный астролог и предсказатель Киёси Митараи. На русском языке вышли уже две книги из цикла о его приключениях, романы «Дом кривых стен» и «Токийский зодиак». Их автора называют «богом загадки», а детектива-предсказателя сравнивают с Шерлоком Холмсом. Содзи Симада заверил, что не имеет ничего против такого сравнения, он сам с большим почтением относится к творчеству великого английского детективщика, и считает удивительным факт, что книга, написанная в 19 веке настолько близка нам и сегодня.

Содзи Симада рассказал о становлении детективного жанра в Японии и о том, что роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» должен быть по достоинству оценен именно как родоначальник японского детектива. «Началом жанра детектив-хонкаку можно считать публикацию книги Эдгара По «Убийство на улице Морг» в 1841 году. Но ничуть ей не уступает роман «Преступление и наказание» Достоевского, изданный на двадцать лет позже, — заметил Содзи Симада. — По прошествии времени его можно рассматривать как революционную книгу. Я его оцениваю именно таким образом». Содзи рассказал, что в Японии детектив впервые представил Эдогава Рампо. Писатель Таро Хираи взял этот псевдоним, созвучный имени Эдгара Алана По. В его книгах также можно увидеть отсылки к сюжету Достоевского про Раскольникова. Что еще раз говорит об огромном значении творчества великого русского писателя для детективного жанра, и японского детектива в частности.

На традиционный вопрос, откуда же берется вдохновение, японский писатель ответил неожиданным образом. Придумывать сюжеты книг ему помогает рисование. «Если ты садишься за стол и пытаешься придумать детективный сюжет, скорее всего у тебя ничего не получится. Абсолютно разные части мозга отвечают за талант рассказчика и за придумывание сюжета. Поэтому нужно выделять отдельное время именно для того, чтобы придумать самое главное — детективную интригу». Писатель рассказал, что толчком для придумывания завязки романа «Токийский зодиак» стало преступление с фальшивыми купюрами, совершенное в то время в Японии. Но он никак не мог представить, как это все было организовано. Все сошлось, когда он начал зарисовывать эту историю. Содзи Симада подчеркнул, если человек хорошо рисует, у него больше шансов стать автором детективных романов.

Интересовались читатели и особенностями жанра «хонкаку». Несмотря на то, что в России традиционно любят детективные романы, этот термин для российских читателей пока в новинку. Содзи Симада рассказал, что «хонкаку» с одной стороны — литература, а с другой — некий искусственно созданный процесс, когда писатель постоянно придумывает каким образом удивить читателя, искусственно создавая определенные условия для этого. Эта способность удивить читателя — основа, скелет произведения, а обрамлять его может что угодно — и личный опыт автора, и его наблюдения.

«#ЛитМост. Эксмо» объединяет» – уникальный совместный проект издательства и системы «Библиотеки центра Москвы» (ЦБС ЦАО). Формат прямых эфиров и трансляций в социальных сетях помогает читателям региональных библиотек по всей стране встретиться с любимыми авторами и экспертами, задать им вопросы, узнать интересные факты о писательстве и творческие планы.

До середины января у проекта «#ЛитМост. Эксмо объединяет» будут небольшие новогодние каникулы.

Фото – ЦБС ЦАО

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.