«Толстого нет» – Московский театр «Школа современной пьесы» представляет спектакль по пьесе Ольге Погодиной-Кузминой

229

29 октября 2020 года Московский театр «Школа современной пьесы» представляет спектакль по пьесе Ольге Погодиной-Кузминой «Толстого нет» в постановке Александра Созонова.

Ясная Поляна, 1910 год. 82-летнему Льву Николаевичу Толстому жить остается считанные месяцы. В усадьбе собирается вся семья – во главе с Софьей Андреевной, женой писателя. Софья Андреевна – 66-летняя графиня, прожившая в браке с великим писателем почти полвека, долго терпела рядом с собой гения. Не просто терпела – была прекрасной супругой, родившей 13 детей! Она всегда добросовестно выполняла материнские обязанности, не перекладывая их на нянек и мамок, но при этом ухитрялась вести дела по подготовке и переписке рукописей великого мужа. Казалось бы – идиллия… Однажды все кардинальным образом изменилось.

Семейная драма, разыгрывающаяся в графском имении, стала основой сюжета пьесы. Ольга Погодина-Кузмина создавала ее на базе подлинных документов – мемуаров, писем, дневников. Детали, коллизии, нюансы отношений между мужем и женой, матерью и детьми, братьями и сестрой строятся на весьма интимных подробностях. Но… как метко выразился писатель Владимир Соловьев, что может быть интереснее, чем «сплетня, развернутая в метафору»? Вот и здесь, вторгаясь на территорию приватной жизни великого писателя и его родни, мы получаем шанс оценить, «из какого сора» рождаются порой великие литературные творения.

Молодой режиссер Александр Созонов принес в театр эту пьесу с расчетом на конкретную актрису: Ирину Алферову. И, конечно, именно она стала тем центром, вокруг которого разворачивается действие, отношения между героями, сюжет.

Вместе с художником Лилией Хисматуллиной режиссер не просто использовал особенности интерьеров зала «Эрмитаж», но и превратил помещение театра в одного из полноправных участников драмы. Позолоченные стены, украшенные лепниной и зеркалами, то светятся волшебным светом, то покрываются плесенью, то охватываются пламенем пожара. Нестандартное решение пространства позволяет зрителям ощутить себя в центре событий – в жизни несчастливой семьи. Ведь каждая семья, как написал сам Толстой, «несчастлива по-своему».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.