Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на фонтан Треви, известный также как Аква Верджине. Лист из серии «Виды Рима». 1750
Сколько бы ни было выставочных проектов, фильмов и мероприятий о Риме, всегда будешь находить что-то новое для себя. На выставке показана не только коллекция Максима Атаянца, но и предметы из самого ГМИИ имени А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея в Хабаровске.
Не столько сам город – Рим, сколько его великолепная архитектура предстают перед нашими глазами в залах музея. Рим знавал разные времена, он был имперским, пышным, дворцовым, но в Средние века «вечный город» лежал в руинах, а в эпоху Возрождения римские папы решили вернуть ему былое величие. История и современность соединялись в Риме при строительстве церквей и обелисков, а триумфальные колонны древнеримских императоров венчали статуи христианских святых. Так языческая эпоха и католичество соседствовали вместе.
Вази. Д. Гравюра. Панорама Леонинского города, на которой видны Ватиканская базилика, Мост и Замок Св. Ангела. 1765
Фрагмент саркофага с изображением кратера, канделябра и птиц. Конец 3 в.
В XVI-XVIII веках Рим был самым известным изображаемым европейским городом, туда стремились толпами художники, там царствовал знаменитый Джованни Баттиста Пиранези. Его ведуты удивительны и прекрасны. Помимо многочисленных гравюр из собрания Максима Атаянца на выставке можно увидеть четыре картины Бернардо Беллотто из собраний ГМИИ имени А.С. Пушкина, музеев Нижнего Новгорода и Хабаровска. Преображение города, по архитектурному построению которого будет позже создан Санкт-Петербург, наблюдать можно во всей красе.
Марина АБРАМОВА