В ходе работы пресс-конференции в Музее Рерихов на ВДНХ подвели итоги

853

23 декабря 2019 года в Музее Рерихов на ВДНХ в присутствии средств массовой информации была проведена встреча представителей Министерства культуры Российской Федерации и руководства Музея Востока с представителями общественных организаций.

Во встрече принимали участие статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Манилова А.Ю.; директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации В.А. Кононов; председатель Правления Союза художников России, народный художник Российской Федерации, член Общественной палаты Российской Федерации А.Н. Ковальчук; директор ГОСНИИР Д.Б. Антонов; директор ГМИИ им. А.С. Пушкина М.Д. Лошак; генеральный директор музея Востока А.В. Седов.

Представителями общественности были высказаны, в том числе публично через средства массовой информации, опасения по поводу состояния сохранности художественных произведений Н.К. и С.Н. Рерихов, экспонируемых в павильоне 13 на ВДНХ, в правомерности перемещения сюда Музея Рерихов – филиала Государственного музея Востока, сомнения в соблюдении надлежащего температурно-влажностного режима в помещениях павильона, критические замечания к концепции экспозиции. Остается только сожалеть, что данные опасения не были высказаны напрямую руководству Музея Востока и его филиала Музея Рерихов, а были сразу направлены в вышестоящие инстанции.

В ответ на обращения общественных организаций для всестороннего исследования поставленных вопросов Министерством культуры Российской Федерации была создана экспертная комиссия, в состав которой вошли специалисты-климатолги и реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), ведущего отечественного научного учреждения в этой области. По результатам работы комиссии было подготовлено заключение с анализом мониторинга температурно-влажностного режима и условий экспонирования картин.

По мнению комиссии реставрация и приспособление павильона 13 для музейных нужд были сделаны максимально полно: установлены системы автоматического мониторинга температурно-влажностного режима, необходимые охранные системы и системы удаленного доступа. Помещения павильона удовлетворяют условиям экспонирования и хранения художественных произведений, в нем поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, не влияющий на сохранность музейных предметов. Состояние экспонируемых картин беспокойства не вызывает, никаких изменений сохранности и повреждений картин не выявлено. Состояние экспонируемых картин на регулярной основе проверяется высококвалифицированными реставраторами Музея Востока, проводятся работы по улучшению экспонируемого пространства (разработан проект кардинального изменения входной зоны).
«Здесь поддерживается довольно ровный климат – около 18 градусов и влажность – около 40 процентов. Чуть больше, иногда чуть меньше. Главное, что температурно-влажностный режим постоянный, без каких-либо скачков», – говорит директор ГОСНИИР Дмитрий Антонов. Никакие воздушные потоки, влияющие на экспонируемые картины, соответствующими приборами не фиксируются.

Представители Министерства культуры заверили, что принимаются все соответствующие меры, необходимые для сохранения работ известных художников. «Мы не допустим никакого вреда для наследия Рерихов. Я хочу, чтобы вы понимали отчетливо, что мы несем ответственность за свои собственные федеральные музеи» – сказала статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.

За время своей работы Музей Рерихов на ВДНХ доказал, что он является важной культурной и просветительской площадкой. Создание концепции постоянной экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» курировал доктор исторических наук Владимир Росов. В музее регулярно проводятся экскурсии по экспозиции, рассказывающие о жизни и творчестве Николая и Святослава Рерихов. В Музее Рерихов на ВДНХ кратно, более чем на 400% выросла посещаемость – за весь период работы экспозиции ее посетило около 54 тысяч человек. Как показывает «Книга отзывов», заполненная благодарностями, существенно расширилась география посетителей, что напрямую связано с успешным развитием проекта нового ВДНХ. Теперь это не только жители столицы, но и посетители из всех уголков нашей необъятной Родины.

Весной 2020 года предполагается реэкспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. При ее модернизации и создании новой концепции предполагается привлечение известных искусствоведов, дизайнеров, представителей общественности. Как заметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, «основой творчества Рерихов были мир и любовь. Эти два принципа очень хорошо выражены в сегодняшней экспозиции и несомненно не будут утеряны в новой».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.