Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМосква«Центр Искусств. Москва» представляет выставку живописи и графики Бориса Смирнова-Русецкого

«Центр Искусств. Москва» представляет выставку живописи и графики Бориса Смирнова-Русецкого

К 120-летию со дня рождения художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (21 января 1905 – 7 августа 1993) «Центр Искусств. Москва» представляет выставку «Прозрачность». В экспозицию входят более 30 живописных и графических работ мастера из частных собраний России. На выставке представлены самые известные живописные циклы мэтра, среди которых главный – это «Прозрачность», а хронологический период экспонируемых работ охватывает всю творческую жизнь художника с 1920-х годов по 1992 год. Выставка действует с 21 января по 18 мая 2025 года.

Борис Смирнов-Русецкий вошел в историю искусства как художник, развивающий идеи Николая Рериха, как член объединения «Амаравелла», как мастер космизма и автор знаменитого цикла «Прозрачность». Смирнов-Русецкий родился в семье офицера в Санкт-Петербурге 21 января 1905 года. В столице будущий художник учился в Тенишевском училище, после переезда в Москву – в немецкой гимназии Петер-Пауль-шуле. Начальное художественное образование Борис Алексеевич получил в детской студии при Высшей Стрелковой школе у Алексея Манкова, выпускника МУЖВЗ. После окончания школы Смирнов-Русецкий поступил на работу, позже – в Московский инженерно-экономический институт. В институтские годы сформировался круг близкого духовного общения и взгляды Бориса Алексеевича.

22 октября 1922 года Манков посодействовал знакомству Смирнова-Русецкого и Петра Петровича Фатеева, с котором живописец будет духовно близок всю жизнь. Именно эта дата стала началом создания объединения «Амаравелла». К группе впоследствии присоединились другие молодые мыслители, музыканты и художники, среди которых – А. Ф. Микули, В. Т. Черноволенко, С. И. Шиголев, Руна (В. Н. Пшесецкая), А. П. Сардан (Баранов). Летом 1926 года Смирнов-Русецкий лично познакомился с Николаем Рерихом (1874 – 1947), всего в то время состоялось пять или шесть встреч, которые, по воспоминаниям мастера, запомнились ему на всю жизнь.

На выставке представлен «Портрет Николая Рериха», созданный Борисом Алексеевичем, и автопортрет Смирнова-Русецкого (1928) в образах учителей, именно интерес к познанию жизни объединял двух мастеров. По совету Рериха, Смирнов-Русецкий поступил во ВХУТЕМАС. Он выбрал отделение графики и учился у И. И. Нивинского, В. А. Фаворского, Н. И. Пискарева и Н.Н. Купреянова.

В 1927 году для экспонирования в Нью-Йорке члены «Амаравеллы» сформировали свой манифест, свидетельствовавший, что «восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их мысль будет достигнута». Смирнов-Русецкий показал в США в Нью-Йорке и в Чикаго две работы, одна из которых были выкуплена. В 1929 году несколько работ мастера были представлены на выставке «Жизнь – Творчество».

Ко второй половине 1920-х годов относилась переписка Смирнова-Русецкого с Василием Кандинским. В 1931 году Смирнов-Русецкий начал преподавательскую деятельность в автогенно-сварочном техникуме и позже в МВТУ на металловедческой кафедре.

В 1930-е годы из-за исследовательской и преподавательской деятельности Смирнов-Русецкий занимался живописью только летом, много путешествовал по стране, посещал Русский Север.

Период 1960 – 1990-х годов – время творческого расцвета Бориса Смирнова-Русецкого.

Картины этого периода широко представлены на выставке. Мастер создавал новые и восстанавливал утерянные и погибшие картины 1920 – 1930-х годов. Встречался с Юрием Рерихом и Святославом Рерихом. Занимался организацией выставки Николая Рериха в Москве.

Художественные достижения Николая Рериха Смирнов-Русецкий развивал не только благодаря использованию узнаваемой «рериховской» стилистики (в экспозиции – «Розовый закат» (1986), но и воспроизводил в живописи памятники древней архитектуры, Алтай, горы и Русский Север. На выставке представлены произведения «Тишина» (1969), «Уймонская долина. Утро» (1982), «Ризница и звонница Псковско-Печерского монастыря» (1985), «Старый монастырь» (1985). Смирнов-Русецкий великолепно повторял работы Николая Константиновича. На выставке экспонируются его копии композиций Рериха «Борис и Глеб», «Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится» и «Странник Светлого Града».

Одно из самых значимых произведений в творчестве мастера – картина-ассоциация, картина-знак, картина-символ – «Дозор ангелов». Зримые воплощения веры – монастырь и церковь – здесь дополнены их символами, а именно ангелами. По убеждению Бориса Алексеевича, в одном мире и на одной плоскости сосуществуют реальный мир и горний мир, доступный интуитивному пониманию и открытый верующему человеку. Картина является одним из выдающихся произведений знаменитого цикла «Прозрачность» и ярчайшим образцом раннего творчества Смирнова-Русецкого.

Основная часть работ в экспозиции и в наследии мастера – произведения, созданные пастелью.

«Длительный опыт работы постепенно показал, что для моих картин одним из наиболее подходящих материалов является пастель. В обычном представлении пастель дает бледную тональность и отличается хрупкостью, легко стирается. Но это расхожее представление не вполне обоснованно», – писал в автобиографической повести сам художник. Картины на выставке сопровождены подробным текстовым этикетажем, в которых приводятся воспоминания мастера.

полет - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Синеющие дали (триптих «Полет»), 1978. Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
розовое облако - художник борис смирнов русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Розовое облако, 1981.
Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
прокопий праведный - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится, 1990 (по работе Н. К. Рериха). Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
борис и глеб - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Борис и Глеб, 1990 (копия с работы Н. К. Рериха). Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
облако - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Туман в горах, 1960. Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
облако над горами - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Облака над горами, 1939. Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»
забайкалье - борис смирнов-русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русекий (1905-1993). Серия «Дальний восток («Забайкалье»). Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru