Фонд Потанина представил новый грантовый конкурс «Индустриальный эксперимент» в рамках программы «Музей без границ»

0
695

Презентация нового конкурса Фонда Потанина «Индустриальный эксперимент», а также экспертная дискуссия на тему «Индустриальность и культура. Вызов времени» состоялись 2 октября в рамках арт-резиденции 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в городе Полевской.

Местом проведения арт-резиденции стал расположенный на территории Северского трубного завода музейный комплекс «Северская домна» – пространство, идеально соответствующее концепции биеннале. Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова отметила, что промышленность являет основой идентичности Урала и базовой ценностью для всей страны – за годы реализации проекта локальная специфика индустриальности приобрела глобальный контекст. Когда взаимодействие с действующими заводскими производствами превращается в искусство, рождается множество проектов, посвященных индустриальному территориальному наследию. Партнерами биеннале в разное время побывали 36 регионов России, и это не предел – с каждым годом появляется все больше поводов поговорить о взаимодействии индустриальности и культуры.

Фонд Потанина много лет поддерживает музейные проекты, среди которых есть яркие примеры работы с индустриальным наследием. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева отметила некоторые из них: «Индустриальные музейные проекты с большим потенциалом постоянно присутствуют в портфеле Фонда – от саткинского музея «Магнезит» до свирского «Музея мышьяка». Индустриальность и культура тесно связаны между собой, и мы не раз показывали, каким образом эта связь меняет среду. Интерес к проблематике индустриального наследия делает эти объекты центрами развития регионов, способствуя повышению качества жизни населения».

Поддержку индустриальным проектам оказывает центр поддержки и развития современного искусства ZA ART. Директор центра Анна Пьянкова выделила два блока работы ZA ART, поддерживающие региональные инициативы. Первый – создание архива биеннале, в том числе международного опыта и методологической базы, которые доступны для всех на сайте биеннале. Второй – «Лаборатория индустриальности», направленная на практическую часть: экспертная команда помогает инициаторам на местах реализовывать идеи, чтобы создавать проекты в индустриальных пространствах. Пример такого партнерства – музей в Арамиле, победитель грантового конкурса Фонда Потанина.

Председатель Думы Арамильского городского округа Светлана Мезенова отметила, что на данный момент Арамильский музей является основной точкой роста округа. После ряда исследований стало понятно, что именно суконная фабрика имеет огромное значение для региона: здесь работал каждый второй житель Арамиля, она дала развитие городу. Участие проекта в «Лаборатории индустриальности» помогло привлечь внимание к территории. Сегодня, благодаря деятельности музея, успешно разработан туристический городской маршрут, идет активная работа над улучшением городской среды.

Еще один интересный региональный проект – обновленный музей завода «Магнезит» в городе Сатка Челябинской области. Экспозиционер Егор Ларичев рассказал, что 9 лет назад, после трансформации производства завода, 2 тысячи рабочих были уволены – это стало значительным потрясением для территории, на которой проживают несколько десятков тысяч человек. Одним из важных решений властей стала новая стратегия развития города через реализацию культурных инициатив. Разработав концепцию, команда Егора выиграла грант Фонда Потанина – это вдохновило на перемены и организаторов проекта, и руководство завода, и городское сообщество. Проект помог наполнить городскую историю общеисторическим контентом. Сегодня музей «Магнезит» принимает 12 тысяч посетителей в месяц.

По мнению советника председателя совета директоров Объединенной металлургической компании Александра Кастравца, индустриальное прошлое и настоящее российских городов являются предметом национальной гордости. Опыт города Выкса, расположенного в Нижегородской области, говорит о том, что синергия творческих сил и культурные инициативы способны изменять не только территории, но и качество жизни людей. Раньше молодые люди массово уезжали из Выксы, но ситуация изменилась благодаря фестивалю «Арт-Овраг», который проводится с участием самих горожан. За 10 лет в Выксе открылось более 300 арт-объектов, город посетили более 16 тысяч гостей – туристический поток увеличился в 4 раза. С появлением новых творческих возможностей численность молодого населения значительно выросла. По мнению Александра, путь соучастия и сотворчества становится гарантией развития территорий и их жителей.

О подобном пути тульского проекта «Октава» рассказал директор кластера Дмитрий Барсенков. Проект был задуман частным инвестором и городской администрацией, чтобы менять город к лучшему с помощью творческих практик. В отличие от московских арт-кластеров, где большую часть территории занимают арендаторы, «Октава» представляет собственные проекты, такие как «Музей станка». Проект вовлекает стрит-арт художников и развивает местное креативное сообщество. Завод «Октава» был известен производством микрофонов – теперь здесь работает студия звукозаписи. Есть библиотека с книгами на тему индустриальности и урбанистики и многое другое.

После выступления участников дискуссии Оксана Орачева представила новую грантовую программу Фонда Потанина: «Мы предлагаем новый проект, направленный на поддержку индустриального наследия. Проведенные Фондом исследования индустриальности и культуры позволили выявить высокий потенциал культурных учреждений, способствующих региональному развитию. Мы хотим предложить решение, способное простимулировать появление новых проектов, и надеемся, что с помощью такого инструмента, как грантовый конкурс, удастся привлечь внимание к индустриальному наследию и открыть новый этап в истории развития территорий».

Конкурс «Индустриальный эксперимент» проводится в рамках программы «Музей без границ». Участие в нем могут принимать российские музеи и музейные организации, а также организации, осуществляющие деятельность по сохранению культурного наследия. Конкурс предполагает 3 номинации: «Индустриальный старт», «Индустриальный апгрейд» и «Завод-музей». Общий грантовый фонд составит 90 млн рублей. Старт конкурса – в октябре 2021 года. Оператором выступит центр поддержки и развития современного искусства ZA ART.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяНа ВДНХ отметят День учителя
Следующая статья«Индустриальный эксперимент» стартует на Уральской индустриальной биеннале современного искусства

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя