В Светлановском зале Московского международного Дома музыки выступил Столичный симфонический оркестр под управлением Владимира Горбика с концертной программой «Романтические фантазии от Шуберта до Глинки».

Среди известных московских оркестров Столичный симфонический оркестр, созданный в 2017 году художественным руководителем и главным дирижером – старшим преподавателем Московской консерватории Владимиром Горбиком, все чаще начинает заявлять о себе на лучших концертных площадках столицы. Главный регент Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры успешно продолжает реализовывать традиции культурного меценатства в России.

Выступление в Светлановском зале Московского международного Дома музыки было воспринято многочисленной публикой с большим энтузиазмом и неослабевающим вниманием. Концерт посетило множество прихожан храмов Москвы, а также многодетных семей города.

Яркая разноплановая программа включала в себя произведения Франца Шуберта, Роберта Шумана и Михаила Глинки.

Музыкальный вечер открыла знаменитая «Неоконченная» симфония си минор, DV 759 Франца Шуберта. Вслед за суровым вступлением на фоне зыбкого шелеста аккомпанемента струнных рождалась пленительная мелодия, поочередно интонируемая гобоем и кларнетом. Сбалансированная выразительная игра оркестра, отточенный дирижерский жест и погружение в романтическую стихию музыки Шуберта не могло не восхищать благодарную публику, устроившую музыкантам щедрые овации в конце произведения. Затем Владимир Горбик обратился к творческому наследию современника Шуберта Роберта Шумана, представив на суд публики свою пылкую интерпретацию редко звучащей в России увертюры «Манфред», соч.115. Неукротимая страстность этой музыки полна смятения и патетики. Манфред все время терзает себя протестами, он сожалеет об утерянном, тоскует о той нежной, женственной красоте, которой так наделена была его «избранница» - возлюбленная Астарта.

Произведения Шуберта и Шумана роднит глубина романтических переживаний, сокровенная лирика и прозрачность оркестровой фактуры. Оркестру под импульсивным управлением Владимира Горбика удалось донести до слушателя всю эту пеструю гамму эмоций и трепетных чувств. Особенно хотелось бы отметить предельную целеустремленность и ясность замысла в исполнении обоих произведений.

Владимир Горбик: «Публика, которая приходит на наши концерты, в основном православная. Одну из своих идей в создании Столичного симфонического оркестра я преследовал, чтобы максимально расширять кругозор людей, наших замечательных слушателей. Выбор нынешней программы стал одним из таких наглядных примеров. Мы открыли наш концерт Восьмой («Неоконченной») симфонией Франца Шуберта, после чего исполнили увертюру «Манфред» Роберта Шумана. Творчество обоих композиторов тесно спаяно с песенным тематизмом, прозрачностью оркестровки».

Контрастом стало второе «русское» отделение, целиком посвященное оркестровым шедеврам Михаила Ивановича Глинки. Вслед за поэтичным Вальсом-фантазией, в музыке которого искусно переплелись мечты, волнения, уныние и любовь, Столичный симфонический оркестр с лихвой исполнил «Камаринскую», фантазию на темы двух русских песен. Неугасаемый интерес и увлечения Испанией Михаила Глинки сподвигли его на создание двух замечательных колоритных испанских увертюр: «Арагонской хоты» и «Ночи в Мадриде». Обе были необычайно эффектно и красочно сыграны оркестром под управлением Владимира Горбика. Меня особенно поразило, как тонко и деликатно отнёсся дирижер к музыкальному материалу, неукоснительно соблюдая нюансы и штрихи.

Владимир Горбик: «Тот факт, что целое отделение этой программы было посвящено произведениям Михаила Ивановича Глинки, отнюдь неслучаен! Шуберт, Шуман и Глинка – ровесники одной эпохи. Русский и западноевропейский музыкальный симфонизм объединяло время – первая половина XIX столетия, а значит, и дух, ментальность общества в России и Европе. Русские композиторы старательно изучали западноевропейскую музыку, старались в чем-то подражать, использовать технические приемы в своих сочинениях. Оркестровая фактура в произведениях Михаила Глинки, на мой взгляд, целиком произрастает из песни. В его партитурах отчетливо слышен каждый голос, то же самое мы потом наблюдаем в творчестве Рахманинова. Временами оркестр воспринимается почти как хор. Не скрою, но взаимосвязь Востока и Запада являлась скрепляющим моментом нашей программы. И слушатели это очень высоко оценили! Реакция зала оказалась невероятной! Концерт носил исключительно благотворительный характер. Большая часть билетов была любезно подарена слушателям. Любой желающий смог прийти в зал и насладиться звуками бессмертных творений Шуберта, Шумана и Глинки».

Концерт Столичного симфонического оркестра имел просветительскую функцию. О каждом прозвучавшем произведении слушатели узнавали из уст ведущего, который очень емко и лаконично рассказывал предысторию их создания.

Владимир Горбик: «Попытка донести до сердец слушателей момент содержания сочинений происходила еще до начала звучания самой музыки. И они после этого с еще большим интересом слушали и открывали для себя эти произведения. В зале присутствовало много детей. Меня особенно поразило, как они тихо вели себя на концерте. Царила благоговейная тишина! Значит, ребят увлекла музыка»!

Художественный руководитель Столичного симфонического оркестра Владимир Горбик остался доволен дебютом своего коллектива в стенах Московского международного Дома музыки. Маэстро не исключает надежд выступить с новыми, не менее яркими программами на других лучших столичных сценах: в Большом зале консерватории и комплексе Зарядье.

Спустя неделю, после концерта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Столичный симфонический оркестр под управлением Владимира Горбика принял участие в беспрецедентном проекте Театра Наций – благотворительном концерте «Жизнь в движении». Это своеобразная история преодоления судеб. Известные драматические артисты: Евгений Миронов, Анатолий Белый, Ирина Пегова, Михаил Евланов и Юлия Пересильд рассказали зрителям истории знаменитостей: ученого Стивена Хокинга, художницы Фриды Кало, писателя Ника Вуйчича и летчика-героя Великой Отечественной войны Алексея Маресьева. Музыкальным обрамлением этих историй стали произведения русских и зарубежных композиторов в исполнении Столичного симфонического оркестра под управлением дирижера Владимира Горбика. Солистка — Карина Демурова (меццо-сопрано).

Все собранные от концерта средства были перечислены в благотворительный фонд поддержки детей с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Жизнь в движении» – «Хочу ходить».

Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Фото Александр СОКОЛОВ

Visited 3 times, 1 visit(s) today