РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваЮрий Башмет и другие члены жюри конкурса «Партитура» рассказали о его главных...

Юрий Башмет и другие члены жюри конкурса «Партитура» рассказали о его главных задачах

В Москве проходит III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Судя по тому, сколь серьёзный резонанс вызвали в музыкальном сообществе его первые два «сезона», конкурс оказался крайне востребован. Причём интерес к нему проявили не только начинающие авторы, но и члены жюри. Почему же этот конкурс столь важен?

На этот вопрос мы попросили ответить выдающихся музыкантов и деятелей культуры, которым в этом году предстоит оценивать работы конкурсантов в восьми номинациях: «Симфоническое произведение крупной формы»; «Симфоническое произведение малой формы»; «Балетная музыка»; «Оперная музыка и оперетта (мюзикл)»; «Киномузыка»; «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром»; «Эстрадно-симфоническое произведение» и «Хоровая музыка».

Юрий Башмет, дирижёр:

– Надеюсь, что конкурс «Партитура» станет той средой, где в условиях соревнования композиторы смогут улучшить свои навыки. Благодаря конкурсу возникает та конкурентная почва, когда участники слушают своё сочинение в исполнении настоящего симфонического оркестра, а не компьютерного музыкального редактора, оценивают работы своих коллег, получают оценку жюри, а значит, приобретают новый опыт.

Александр Журбин, композитор:

– Один из самых сложных жанров для композитора – это мюзикл. Мюзикл – это комплексная работа, у мюзикла есть сюжет, есть слова, есть стихи, и это всё должно быть тоже на высоком уровне. Сам по себе мюзикл, прежде всего, начинается с либретто, с какой-то пьесы, рассказа или романа. И если оно выбрано композитором удачно, то, может быть, это и станет в каком-то смысле хитом или шлягером. Это слова необидные, каждый человек, который пишет мюзикл, желает, чтобы его произведение поставили несколько театров, чтобы были хорошие отзывы от критиков и публики. Мюзикл – это публичное произведение. Симфонию можно написать, и она будет лежать в ящике ещё 20 лет, а потом люди обнаружат, что она гениальна, а с мюзиклом так не бывает. Мюзикл сегодня должен быть известным и популярным. Если такой мюзикл придёт к нам на стол в виде партитуры или хотя бы клавира, я буду очень рад.

Дмитрий Бертман, генеральный директор – художественный руководитель театра «Геликон-опера»:

– Конкурс молодых композиторов — это «культурный нефтепродукт» нашей страны. Публика не привыкла слушать современную академическую музыку, и эта ситуация требует изменений. Есть известные оперы, которые всегда хорошо «продаются». Но счастье, когда произведение современных авторов звучит со сцены. Это очень редко бывает сегодня, сюда необходимы вливания. «Партитура» даёт возможность услышать и отобрать уникальные новые сочинения и дальше их продвигать.

Алексей Пузаков, художественный руководитель и главный дирижёр Московского Синодального хора:

– Часто современные авторы сочиняют музыку в стол, ведь творческий процесс нельзя остановить. Если у человека есть призвание и талант, он не может не писать музыку. Задача конкурса «Партитура» в том, чтобы автор встретился со своим исполнителем. Жюри внимательно отсматривает заявки, и у любого композитора есть возможность услышать свою музыку в исполнении лучших коллективов. Это замечательный форум, полный открытий: когда мы узнаем новые имена, узнаем новое об искусстве композиции и можем не только видеть партитуру, но и слышать ее в звуках. В этом, мне кажется, главная задача и призвание этого конкурса. Чувствовать дыхание современной жизни, которое отражается в современном искусстве, очень интересно. Это помогает и личному развитию, и пониманию общих тенденций современной музыкальной культуры.

Сергей Жуков, председатель правления Союза московских композиторов:

– Профессия композитора безумна, потому что мы пишем ноты, закрываем партитуру, и больше её никто, кроме нас, не видит. Отдать партитуру дирижёру и услышать себя в изумительном инструменте под названием «симфонический оркестр» дорогого стоит. Я снимаю шляпу перед теми, кто придумал конкурс «Партитура». Благодарная, благодатная, плодотворная идея. Это трамплин, это прыжок для молодого композитора. Но конкурс интересен и маститым композиторам. Всю жизнь надо учиться, в том числе у молодых ребят, которым открылась какая-то идея, которую я, например, пропустил или которую в силу возраста я не могу открыть. Много лет я сижу на выпускных экзаменах в Московской консерватории и стараюсь ходить на все концерты молодых авторов. Мне интересно, что происходит в симфонической музыке. 20-30 лет назад было много «радикальной» музыки, люди занимались поиском. Сейчас сочинения стали не то что более консервативными, но люди пытаются найти базовые основы, на которых музыка сможет двигаться дальше. Композиторы больше опираются на академические жанры. Такую тенденцию я наблюдаю последних три-пять лет. Это естественный процесс, дыхание, естественное развитие музыки.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru