Выставка «Алексей Жабский. Судьба на холсте» откроется в залах МВК РАХ в сентябре

0
181
А.А. Жабский. Углич. 1982 год. Холст. масло. 36х37,2 см

Персональная выставка А.А. Жабского (1933-2008) представляет коллекцию работ автора, переданную в дар «РОСИЗО» вдовой мастера Л.М. Жабской в год 85-летия со дня рождения художника. Это собрание, состоящее из 146 работ, наиболее полно демонстрирует периоды творчества выдающегося российского художника, чем выигрышно отличается среди других музейных коллекций работ этого автора.

В экспозиции выставки «Алексей Жабский. Судьба на холсте» представлено более сотни картин и рисунков, последовательно и всесторонне освещающих творческий путь художника: от живописных студенческих опытов во время учебы в Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова до поздних работ 2000-х годов.

В состав выставки включена небольшая картина «Один», которую можно считать программной: в замкнутом пространстве мастерской спиной к зрителю изображен сам художник, сидящий перед пустым холстом. На мольберте рядом с ним законченная картина — его знаменитый пейзаж «Уголок старой Москвы». Чистый холст притягивает взгляд зрителя — мы заглядываем через плечо художника туда, где он, далекий от сиюминутной жизни, начинает творить свою идеальную реальность.

Исторические композиции и эскизы к ним, портретные циклы, пейзажи Углича и Москвы, натюрморты и графика из собраний Государственной Третьяковской галереи, Союза художников России, РГАЛИ, Музея архитектуры имени А.В. Щусева и фондов семьи художника – представляют Жабского как замечательного живописца и рисовальщика, виртуозно владеющего разными графическими техниками.

Завершит свою работу выставка 7 октября.

А.А. Жабский. Один. 1988 год. Холст, масло. 70х60 см
А.А. Жабский. Милана Алексеева. 1980 год. Холст, масло. 47х39 см
А.А. Жабский. По долинам и по взгорьям. Эскиз. 1965 год. Холст, темпера. 76х89 см
А.А. Жабский. Натюрморт с курицей. 1995 год. Холст, масло. 60х70 см

Для справки:

Алексей Александрович Жабский родился 20 марта 1933 года в деревне Александровка, Новосибирской области.

После трагической гибели мужа в 1940 году Ульяна Гавриловна Жабская, мать Алексея, с шестью детьми переселилась в шахтерский городок Киселевск, а вскоре началась война. Жили в землянке бедно и голодно. В доме совсем мало вещей, самое ценное — котелок и книга сказок Пушкина. Серия картин Алексея Александровича «Дети войны. 1943 год» именно отсюда, из его военного детства. На картинах — молодая вдова и дети, одинаково хрупкие и бледные, делят военный паек, читают, рисуют, готовятся к школе.

В будущей профессии, угаданной в детстве, Жабский не сомневался никогда. Шестнадцатилетним подростком Алексей поступает в Свердловское художественно-ремесленное училище №42 на альфрейно-живописное отделение. Возможно, именно отсюда он вынес бесценное чувство материала и стиля, которое гораздо позднее реализовалось в его композициях-«обманках».

Следующей ступенью стало Свердловское художественное училище, знания и умения, полученные в эти годы, помогли ему в дальнейшем организовать изостудию в общежитии Главмосстроя. Наиболее талантливые ученики Жабского поступили в различные художественные учебные заведения Москвы и стали профессионалами. В 1959 году сбылась главная мечта Алексея Александровича — по направлению Министерства культуры СССР он поступает в Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет станковой живописи (мастерская профессора Д.К.Мочальского).

В 1965 году после окончания МГХИ выпускник Жабский получил направление в Комбинат живописного искусства, выполнявший заказы «объектов соцкультбыта». Исторические, историко-революционные темы, сюжеты из современной жизни — это разнообразие все-таки давало ему возможность выбора и творческой самореализации. Несколько его полотен этого периода — «По долинам и по взгорьям» 1967 г., «Мы новый мир построим» 1968-69гг. (Третьяковская галерея) — стали настоящими, большими удачами. В 1967 году А.А.Жабский был принят в Союз художников СССР.

Студентом, а потом и признанным художником Алексей Александрович в течении 20 лет каждое лето приезжал в Углич, предпочитая общежитие студгородка обжитым коллегами творческим дачам. Древняя угличская земля вдохновляла его на создание удивительно поэтичных пейзажей. Углич для художника — это стены Богоявленского собора и Дивная церковь Алексеевского монастыря… Это старые знакомые — студенты и соседи, которые позировали мастеру. Написанные здесь портреты стали отдельной главой творческой биографии. Художественное наследие Алексея Жабского отличается широким жанровым разнообразием. Масштабные многофигурные композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. Интерес к древней истории Отечества вылился в создание таких полотен, как «На поле Куликово» 1980г., «На половецкие степи» 1985г. и др.

Неизменной любовью живописца всегда был натюрморт. Он будто не может насмотреться на самые разные вещи — простые и изысканные: чугунок и кувшин, сушеная рыба, хлеб с пригоревшей коркой, ветка цветущей вишни, гипсовые слепки, гравюра, старые книги… Он пишет фрукты и цветы в духе старых мастеров. Увлекается «обманками», как их писали русские художники, в том числе его любимый Федор Толстой. Алексей Жабский то и дело «подставляет» взгляду зрителя то складки драпировки, то скомканную бумагу, то помятый коричневый пакет. Живописная часть творческого наследия художника обширна и достаточно хорошо известна, представлена в музеях и опубликована в различных изданиях. Но вторая его составляющая, графика, хранящаяся в собрании семьи — акварель, пастель, рисунок — еще только выходят из укромной тьмы папок на свет выставочных залов.

А.А.Жабский — член Союза художников с 1967 года, заслуженный художник Российской Федерации (1996), участник всесоюзных и республиканских выставок. Обладатель многочисленных дипломов и медалей Министерства культуры РФ, Российской академии художеств, Союза художников и МОСХ. Произведения А.А. Жабского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, музеях и художественных галереях Москвы, Углича, Тулы, Твери, Кирова, Омска, Орла, Белгорода и многих других, в частных собраниях в России и за рубежом.

Творческое наследие заслуженного художника России составляют около 900 работ разных жанров. При этом его творчество только начинает открываться зрителю, поскольку первая персональная выставка автора состоялась лишь после смерти художника, весной 2009 года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here