Авангардист Марат Гацалов показал в Crocus City Hall летающего космонавта

940

10 фев­ра­ля 2019 года в Crocus City Hall про­шла пре­мье­ра спек­так­ля «Тво­рец» лау­ре­а­та «Золо­той мас­ки» режис­се­ра Мара­та Гацалова.

Спек­такль «Тво­рец» — попыт­ка извест­но­го режис­се­ра-аван­гар­ди­ста пого­во­рить со зри­те­лем о твор­че­ском поис­ке, об искус­стве через приз­му исто­рии о выда­ю­щем­ся уче­ном-изоб­ре­та­те­ле Абба­се ибн Фир­на­се, совер­шив­шим пер­вый полет на искус­ствен­ных кры­льях. «Чело­век тво­ря­щий» — вдох­нов­лен­ный, летя­щий, при­бли­жа­ю­щий­ся к завет­но­му ощу­ще­нию сво­бо­ды, очень раз­дра­жа­ет Сата­ну «царя посред­ствен­но­стей», ведь зло все­гда нета­лант­ли­во», — гово­рит режис­сер про­ек­та Марат Гацалов.

На сце­ну Crocus City Hall вышли арти­сты Андрей Соко­лов, Сер­гей Чони­шви­ли и Кон­стан­тин Гаца­лов. Сце­на­рий напи­сал моло­дой дра­ма­тург Андрей Стадников.

Зри­те­лям была пред­став­ле­на необыч­ная фор­ма дей­ствия — спек­такль в спек­так­ле, откры­тая репе­ти­ция в ходе кото­рой воз­ни­ка­ет твор­че­ский кон­фликт меж­ду режис­се­ром (Андрей Соко­лов) и про­дю­се­ром (Сер­гей Чонишвили).

К рабо­те над созда­ни­ем спек­так­ля режис­сер при­влек спе­ци­а­ли­стов, с кото­ры­ми не раз сотруд­ни­чал ранее: сце­но­граф и худож­ник по костю­мам Вера Мака­рен­ко, ком­по­зи­тор Вла­ди­мир Ран­нев, видео-сце­но­граф Ася Мухина.

«Тво­рец» — поста­нов­ка, жан­ро­вую при­над­леж­ность кото­рой слож­но опре­де­лить, это сво­е­го рода экс­пе­ри­мент режис­се­ра, ушед­ше­го от тра­ди­ци­он­ных теат­раль­ных кано­нов. Спек­такль-пер­фо­манс, спек­такль-чит­ка – герои Соко­ло­ва и Чони­шви­ли сидят, в окру­же­нии соли­стов ансам­бля N’Caged, на опу­щен­ной аван­сцене перед пюпит­ра­ми с тек­стом. Инте­рес­ным реше­ни­ем режис­се­ра ста­ло пере­ло­же­ние части тек­ста сце­на­рия для ака­пель­но­го испол­не­ния ансам­блем в тече­ние все­го спектакля.

Глав­ные герои, по замыс­лу режис­се­ра, не игра­ют – они пред­став­ля­ют зри­те­лю текст, меж­ду ними не наблю­да­ет­ся сбли­же­ния, они диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны друг дру­гу. Режис­сер и Про­дю­сер — это два цен­тра силы, две отдель­ные лич­но­сти, кото­рые оли­це­тво­ря­ют внут­рен­ние силы глав­но­го героя Абба­са ибн Фирнаса.

Дей­ствие спек­так­ля выхо­дит за пре­де­лы сце­ни­че­ско­го про­стран­ства – герой Кон­стан­ти­на Гаца­ло­ва (Аббас ибн Фир­нас) в костю­ме кос­мо­нав­та выхо­дит из зри­тель­но­го зала. Нуж­но отме­тить, что в спек­так­ле задей­ство­ван реаль­ный ска­фандр, побы­вав­ший на орби­те. Таким обра­зом, режис­сер еще раз под­чер­ки­ва­ет тему поле­та, про­ни­зы­ва­ю­щую весь спек­такль – взмы­ва­ю­щий вверх с бату­та и бук­валь­но зами­ра­ю­щий в поле­те на фоне видео­ря­да фан­та­сти­че­ских видов откры­то­го кос­мо­са акро­бат, лета­ю­щий на тро­сах или кача­ю­щий­ся на гигант­ских каче­лях в костю­ме кос­мо­нав­та Фирнас.

Основ­ная зада­ча спек­так­ля – попы­тать­ся помочь зри­те­лю разо­брать­ся в слож­ных вопро­сах вза­и­мо­от­но­ше­ния рели­гии, искус­ства, твор­че­ства и совре­мен­но­го мира, кото­рую Марат Гаца­лов реша­ет в свой­ствен­ной ему мане­ре образов.

«Спек­такль «Тво­рец» стал для нас неким экс­пе­ри­мен­том, — поде­лил­ся в завер­ше­нии пре­мье­ры муф­тий Моск­вы Иль­дар Аля­ут­ди­нов. — Фор­мат поста­нов­ки не про­стой, очень глу­бо­кий и слож­ный. «Тво­рец» — это спек­такль, кото­рый при­зы­ва­ет зри­те­ля к рас­суж­де­нию. Конеч­но, сей­час люди при­вык­ли к иным фор­ма­там пода­чи инфор­ма­ции. Люди ждут шоу, пред­став­ле­ния, где все эле­мен­тар­но и про­сто, не нуж­но доду­мы­вать и рас­суж­дать. Чело­век при­вык к корот­кой и ясной инфор­ма­ции, где задан вопрос и уже есть ответ. Сего­дняш­ний спек­такль – это виде­ние режис­се­ра Мара­та Гаца­ло­ва, кото­рый задей­ство­вал в поста­нов­ке свою коман­ду профессионалов».

«Тво­рец» — это спек­такль, кото­рый застав­ля­ет заду­мать­ся, оце­нить свои поступ­ки и отве­тить на глав­ные вопро­сы сво­ей жиз­ни. Одна­ко отве­ты на эти вопро­сы каж­дый дол­жен най­ти сам, пре­одо­ле­вая свой соб­ствен­ный путь: через радо­сти и разо­ча­ро­ва­ния, через успе­хи и неуда­чи, а так­же пом­ня о том, что глав­ный кон­фликт кро­ет­ся в самом чело­ве­ке, в непри­ня­тии сво­ей сущ­но­сти. Ведь в погоне за мир­ски­ми, желая уго­дить окру­жа­ю­щим, чело­век теря­ет истин­но­го себя, а зна­чит, теря­ет­ся и связь с Создателем.

Орга­ни­за­то­ры про­ек­та – Духов­ное управ­ле­ние мусуль­ман Моск­вы, Духов­ное управ­ле­ние мусуль­ман РФ, Совет муф­ти­ев России.

Фото Ники­та АБДУЛЛИН

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.