Музыкальный театр во времена пандемии

0
1279

Фестиваль «Видеть музыку», охватывая почти всю осень, становится итогом уходящего года. Особенно такое ощущение возникает благодаря завершению фестиваля масштабной конференцией Ассоциации музыкальных театров, которая суммирует результаты и фестиваля, и многих творческих процессов в российском театре.

Не смотря на пандемию, Пятый фестиваль «Видеть музыку» охватил множество регионов нашей страны, от Калининграда до Хабаровска, а также включил в фестивальную орбиту театры Астаны и Алматы. Впечатляющую географию отметил в своём выступлении, открывающим конференцию, и президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян, и специалисты-участники «Видеть музыку», и критики. Оценки последних подытоживались и обсуждались на круглом столе, завершающем фестиваль. Эта, уже ставшая традиционной, дискуссия, проводилась не только офлайн, но и в ставшем актуальном нынче онлайн формате, что позволило объединить еще больше регионов. Главным достижением и фестиваля, и всего отечественного театра стала мобильность, продемонстрированная в условиях пандемии. Сверстанная еще летом программа фестиваля по состоянию на осень частично перешла в онлайн, а изрядной своей частью заменилась на новые, более камерные, но от этого не менее интересные постановки. Отрадно, что многие масштабные спектакли доехали до Москвы и были показаны при полных (насколько позволили ограничения) залах. Всё это – настоящее геройство и артистов, и организаторов, а для публики – долгожданный глоток творческой свободы.

Так, невероятно яркими и запоминающими стали обе постановки феерии «Кармина Бурана» Карла Орфа: одну привёз Оперный театр Донецка, приезд которого сам по себе стал событием, а вторую – Царицынская опера из Волгограда. Интереснейшую редкость – оперу «Умница» Карла Орфа (и для многих стало открытием, что этот композитор автор не только знаменитой «Кармины Бурана») показал на фестивале Музыкальный театр Северска. Собственно, и сам театр, и ранее закрытый, секретный, город, стали открытием. Фестиваль действительно многим расширил географические познания.

Славится умением отыскивать раритеты и театр «Санктъ-Петербург опера», который на прошедшем фестивале показал совершенно неизвестные ранее оперы «Эсмеральда» Александра Даргомыжского и «Петр Первый» служившего при российском императорском дворе Гаэтано Доницетти. Честь и хвала театру, что эти постановки были привезены в Москву. Но надо отметить и онлайн программу фестиваля, благодаря которой, хоть и в онлайн, но были показаны интереснейшие спектакли: «Дон Жуан» Моцарта, поставленный в Башкирской опере, «Шелковая лестница» Россини от Оперы Астаны, «Евгений Онегин» Чайковского из оперного театра имени Абая в Алматы… Самарская опера не привезла в столицу «большую форму» – оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», но, продемонстрировав изрядную мобильность и оперативность, столь ценные в нынешнее время карантинов и ограничений, показала в Москве очень интересные постановки одноактных современных опер «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова и «Медведь» Сергея Кортеса. А высококлассным образцом современной большой оперы стала постановка Астраханского музыкального театра оперы Владимира Дашкевича «Ревизор».

Камерными постановками был представлен и балет на Пятом «Видеть музыку». Очень стильные и запоминающиеся постановки показали Хабаровский музыкальный театр (одноактные «Белые ночи» по Достоевскому) и Якутский театр оперы и балета (танцевальный перформанс «Платформа»).

А в жанре мюзикла еще более, чем в области оперы, наблюдалось богатство форм и стилей. Были показаны и масштабные, в стиле помпезных бродвейских постановок, красочные спектакли. Такие привезли Калининградский музыкальный театр («Алые паруса» – давно известный мюзикл на музыку Максима Дунаевского и написанный специально для самого западного города России – «Виват, Мюнхгайзен!» Егора Шашина), феерическим действом стал «Шёлк» на музыку Ивана Кушнира в постановке Санкт-Петербургского мюзик-холла, а «Робин Гуд» на музыку Евгения Загота от Ивановского музтеатра стал настоящим блокбастером.

Обращения к классической оперетте показали, что любовь зрителей к этому жанру не ослабевает: «Принцесса цирка» Кальмана в постановке оперного театра КОМИ была прекрасно принята публикой. Впрочем, как и обращение этого театра к бельканто, также продемонстрированное на фестивале – днем раньше оперетты театр КОМИ исполнил с не меньшим успехом «Любовный напиток» Доницетти. Но подводя итоги фестиваля, участники итогового круглого стола особенно отмечали новые спектакли камерной формы. Такие, как показал Омский музыкальный театр: классическая оперетта «Ключ на мостовой, или муж на час» Оффенбаха была адаптирована для камерного пространства и представлена в фойе Новой оперы. И такая минималистская во всех составляющих постановка оказалась крайне успешна и востребована в нынешнее время. Именно этот спектакль стал одним из таких, которые дополнялись в программу фестиваля вместо постановок «больших форм», показ которых становился невозможен из-за ограничительных мер. Поэтому помимо обзора репертуара и исполнительских достоинств показанных на фестивале спектаклей, одним из важнейших итоговых выводов стало убеждение в том, что наряду с монументальными, зрелищными спектаклями-действами, к которым всегда стремился театр, сегодня становятся как никогда актуальны камерные постановки. Умение «делать театр» в условиях небольших пространств, силами малых составов – одна из насущных задач современного музыкального искусства. Движение к этому во всех направлениях афиша Пятого фестиваля «Видеть музыку» продемонстрировала сполна.

Еще одним важным выводом, сделанным на основе афиши фестиваля, стало внимание театров к молодёжным программам. Сразу несколько интересных работ начинающих режиссёров вошли в спецпрограмму «Независимых проектов». О таком формировании новых кадров немало говорилось и на дискуссиях руководителей театров в рамках завершившей фестиваль конференции. А созданию новых коллабораций между театрами и авторами была посвящена отдельная часть конференции, на которой свои проекты презентовали молодые либреттисты и композиторы. Большинство руководителей театров присутствовали на этой презентации онлайн, но от этого задавали не меньше вопросов, и модератору этой встречи, композитору, Председателю Свердловского Союза композиторов, художественному руководителю Передвижного камерного музыкального театра «Живой театр» Александру Пантыкину с другом удавалось соблюдать временной регламент.

Не меньший интерес интернет-аудитории вызвал и практикум, посвящённый работе театров с детской аудиторией. Эта специфическая часть конференции вызвала едва ли не самый большой приток онлайн-аудитории. Ведь спикерами выступили авторитетные специалисты педагогических и детских отделов крупнейших столичных театров: РАМТа, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Детского музыкального Театра имени Наталии Сац. Их рассказы о проектах с детьми и для детей наглядно доказывали, что даже в онлайн-режиме можно и нужно поддерживать коммуникации с детско-юношеской аудиторией, которая станет будущим театра.

Вообще, сам факт того, что Пятый фестиваль «Видеть музыку» состоялся – свидетельствует о перспективном будущем, о том, что отечественный музыкальный театр жив, способен адаптироваться к сложнейшим условиям современности и развиваться в любых реалиях.

Мария БАБАЛОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
Предыдущая статьяТроянцы в Карфагене
Следующая статьяОбъявлено имя победителя «Премии Читателя – 2020»

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя