Музыкальный театр во времена пандемии

1176

Фестиваль «Видеть музыку», охватывая почти всю осень, становится итогом уходящего года. Особенно такое ощущение возникает благодаря завершению фестиваля масштабной конференцией Ассоциации музыкальных театров, которая суммирует результаты и фестиваля, и многих творческих процессов в российском театре.

Не смотря на пандемию, Пятый фестиваль «Видеть музыку» охватил множество регионов нашей страны, от Калининграда до Хабаровска, а также включил в фестивальную орбиту театры Астаны и Алматы. Впечатляющую географию отметил в своём выступлении, открывающим конференцию, и президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян, и специалисты-участники «Видеть музыку», и критики. Оценки последних подытоживались и обсуждались на круглом столе, завершающем фестиваль. Эта, уже ставшая традиционной, дискуссия, проводилась не только офлайн, но и в ставшем актуальном нынче онлайн формате, что позволило объединить еще больше регионов. Главным достижением и фестиваля, и всего отечественного театра стала мобильность, продемонстрированная в условиях пандемии. Сверстанная еще летом программа фестиваля по состоянию на осень частично перешла в онлайн, а изрядной своей частью заменилась на новые, более камерные, но от этого не менее интересные постановки. Отрадно, что многие масштабные спектакли доехали до Москвы и были показаны при полных (насколько позволили ограничения) залах. Всё это – настоящее геройство и артистов, и организаторов, а для публики – долгожданный глоток творческой свободы.

Так, невероятно яркими и запоминающими стали обе постановки феерии «Кармина Бурана» Карла Орфа: одну привёз Оперный театр Донецка, приезд которого сам по себе стал событием, а вторую – Царицынская опера из Волгограда. Интереснейшую редкость – оперу «Умница» Карла Орфа (и для многих стало открытием, что этот композитор автор не только знаменитой «Кармины Бурана») показал на фестивале Музыкальный театр Северска. Собственно, и сам театр, и ранее закрытый, секретный, город, стали открытием. Фестиваль действительно многим расширил географические познания.

Славится умением отыскивать раритеты и театр «Санктъ-Петербург опера», который на прошедшем фестивале показал совершенно неизвестные ранее оперы «Эсмеральда» Александра Даргомыжского и «Петр Первый» служившего при российском императорском дворе Гаэтано Доницетти. Честь и хвала театру, что эти постановки были привезены в Москву. Но надо отметить и онлайн программу фестиваля, благодаря которой, хоть и в онлайн, но были показаны интереснейшие спектакли: «Дон Жуан» Моцарта, поставленный в Башкирской опере, «Шелковая лестница» Россини от Оперы Астаны, «Евгений Онегин» Чайковского из оперного театра имени Абая в Алматы… Самарская опера не привезла в столицу «большую форму» – оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», но, продемонстрировав изрядную мобильность и оперативность, столь ценные в нынешнее время карантинов и ограничений, показала в Москве очень интересные постановки одноактных современных опер «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова и «Медведь» Сергея Кортеса. А высококлассным образцом современной большой оперы стала постановка Астраханского музыкального театра оперы Владимира Дашкевича «Ревизор».

Камерными постановками был представлен и балет на Пятом «Видеть музыку». Очень стильные и запоминающиеся постановки показали Хабаровский музыкальный театр (одноактные «Белые ночи» по Достоевскому) и Якутский театр оперы и балета (танцевальный перформанс «Платформа»).

А в жанре мюзикла еще более, чем в области оперы, наблюдалось богатство форм и стилей. Были показаны и масштабные, в стиле помпезных бродвейских постановок, красочные спектакли. Такие привезли Калининградский музыкальный театр («Алые паруса» – давно известный мюзикл на музыку Максима Дунаевского и написанный специально для самого западного города России – «Виват, Мюнхгайзен!» Егора Шашина), феерическим действом стал «Шёлк» на музыку Ивана Кушнира в постановке Санкт-Петербургского мюзик-холла, а «Робин Гуд» на музыку Евгения Загота от Ивановского музтеатра стал настоящим блокбастером.

Обращения к классической оперетте показали, что любовь зрителей к этому жанру не ослабевает: «Принцесса цирка» Кальмана в постановке оперного театра КОМИ была прекрасно принята публикой. Впрочем, как и обращение этого театра к бельканто, также продемонстрированное на фестивале – днем раньше оперетты театр КОМИ исполнил с не меньшим успехом «Любовный напиток» Доницетти. Но подводя итоги фестиваля, участники итогового круглого стола особенно отмечали новые спектакли камерной формы. Такие, как показал Омский музыкальный театр: классическая оперетта «Ключ на мостовой, или муж на час» Оффенбаха была адаптирована для камерного пространства и представлена в фойе Новой оперы. И такая минималистская во всех составляющих постановка оказалась крайне успешна и востребована в нынешнее время. Именно этот спектакль стал одним из таких, которые дополнялись в программу фестиваля вместо постановок «больших форм», показ которых становился невозможен из-за ограничительных мер. Поэтому помимо обзора репертуара и исполнительских достоинств показанных на фестивале спектаклей, одним из важнейших итоговых выводов стало убеждение в том, что наряду с монументальными, зрелищными спектаклями-действами, к которым всегда стремился театр, сегодня становятся как никогда актуальны камерные постановки. Умение «делать театр» в условиях небольших пространств, силами малых составов – одна из насущных задач современного музыкального искусства. Движение к этому во всех направлениях афиша Пятого фестиваля «Видеть музыку» продемонстрировала сполна.

Еще одним важным выводом, сделанным на основе афиши фестиваля, стало внимание театров к молодёжным программам. Сразу несколько интересных работ начинающих режиссёров вошли в спецпрограмму «Независимых проектов». О таком формировании новых кадров немало говорилось и на дискуссиях руководителей театров в рамках завершившей фестиваль конференции. А созданию новых коллабораций между театрами и авторами была посвящена отдельная часть конференции, на которой свои проекты презентовали молодые либреттисты и композиторы. Большинство руководителей театров присутствовали на этой презентации онлайн, но от этого задавали не меньше вопросов, и модератору этой встречи, композитору, Председателю Свердловского Союза композиторов, художественному руководителю Передвижного камерного музыкального театра «Живой театр» Александру Пантыкину с другом удавалось соблюдать временной регламент.

Не меньший интерес интернет-аудитории вызвал и практикум, посвящённый работе театров с детской аудиторией. Эта специфическая часть конференции вызвала едва ли не самый большой приток онлайн-аудитории. Ведь спикерами выступили авторитетные специалисты педагогических и детских отделов крупнейших столичных театров: РАМТа, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Детского музыкального Театра имени Наталии Сац. Их рассказы о проектах с детьми и для детей наглядно доказывали, что даже в онлайн-режиме можно и нужно поддерживать коммуникации с детско-юношеской аудиторией, которая станет будущим театра.

Вообще, сам факт того, что Пятый фестиваль «Видеть музыку» состоялся – свидетельствует о перспективном будущем, о том, что отечественный музыкальный театр жив, способен адаптироваться к сложнейшим условиям современности и развиваться в любых реалиях.

Мария БАБАЛОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.