РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваБахрушинский театральный музей предоставил эскизы Бориса Мессерера на выставку «Вокруг Кармен»

Бахрушинский театральный музей предоставил эскизы Бориса Мессерера на выставку «Вокруг Кармен»

Выставка, посвященная интерпретации образа свободолюбивой цыганки Кармен в литературе и искусстве XX века, открывается 20 ноября в филиале Пушкинского музея – Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Бахрушинский театральный музей предоставил для экспозиции эскизы сценографа легендарного балета «Кармен-сюита» Бориса Мессерера.

Идея постановки «Кармен-сюиты» в Большом театре в 1967 году принадлежала двоюродной сестре художника – гениальной Майе Плисецкой, которой, кстати, в этот же день – 20 ноября – в 2024 исполнилось бы 99 лет.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно – то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу, – говорит Майя Плисецкая. – Да и музыка Бизе мне казалась насквозь танцевальной, она будила во мне пластические аналогии. Я “видела” ее. И потом – я всю жизнь люблю испанские танцы, восхищаюсь ими. Из всех народных танцев они самые выразительные – своей сопряженностью резких контрастов, чувственностью и хрупкой духовностью, сложностью и фольклорной простотой. («Плисецкая. Стихия по имени Майя. Портрет на фоне эпохи», Плескачевская И.Н. Издательство АСТ, 2024 г.)

Мессерер Б.А. Эскиз декорации. Большой театр СССР. Кармен-сюита Постановка 1967 г.
Мессерер Б.А. Эскиз декорации. Большой театр СССР. Кармен-сюита. Постановка 1967 г.

Побывав на московских гастролях Национального балета Кубы в 1966 году, балерина загорелась идеей пригласить на постановку «Кармен» кубинского хореографа Альберто Алонсо. Музыку для балета – транскрипцию великой оперы Бизе – написал Родион Щедрин.

Свой весомый вклад в успех спектакля внес и Борис Мессерер, на тот момент главный художник МХАТ. Емкую фразу балетмейстера Алонсо «Вся жизнь Кармен – коррида» Мессерер интерпретировал в метафорически точных декорациях. Сцена, оформленная как полукруглый дощатый загон для боя быков, превратилась в место, где разыгрывается трагедия человеческой жизни. Узнаваемым символом балета стала маска быка, которая находилась над сценой и служила ключевым визуальным элементом афиш и программ.

Для выставки «Вокруг Кармен» Бахрушинский музей предоставил семь работ Бориса Мессерера, среди которых – женские и мужские костюмы и легендарный эскиз главной сцены. Всего же в коллекции Бахрушинского музея хранится свыше 160 экспонатов, связанных с творчеством Мессерера – театрального художника, сценографа, педагога.

Борис Мессерер является автором сценографии около 200 опер и балетов, книги воспоминаний, альбомов. Сотрудничал с Юрием Завадским, Аркадием Райкиным, Валентином Плучеком, Анатолием Эфросом, Борисом Покровским, Олегом Ефремовым. Закончив Московский архитектурный институт, Борис Асафович выступил в качестве сценографа в театре «Современник». Он оформил чешскую сказку «Третье желание», затем «Белоснежку и семь гномов», «Сирано де Бержерака», «Старшую сестру», «Назначение». До начала работы в Большом театре ему довелось оформить множество спектаклей в самых известных театрах Москвы: во МХАТе – «Сладкоголосую птицу юности», «Принца и нищего», в Вахтанговском театре – «Тринадцатого председателя», «Три возраста Казановы», в Театре Сатиры – «Чудака», «Самоубийцу», в Театре на Малой Бронной – «Покровские ворота». В 1963 году его пригласили в Большой театр оформить балет «Подпоручик Киже». Но особенного успеха удостоились его декорации к балету «Кармен-сюита». Этот балет шёл в театрах во многих городах мира – Токио, Хельсинки, Буэнос-Айреса, Милана и других.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru