Определены номинанты Международной литературной премии имени С. Есенина – «О Русь, взмахни крылами» — 2021. Председатель жюри, член Союза писателей России, ЛНР и ДНР поэт, писатель, публицист Дмитрий Дарин дал интервью редакции СМИ АртМосковия о Премии, современных тенденциях в культуре и рассказал о том, как пережила Премия пандемийное время.
– 1 октября 2021 года — очередная «Есенинка», как в народе тепло называют Международную литературную премию имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами». Вы не только бессменный председатель жюри уже много лет, но и первый её победитель в главной номинации «Большая премия». Расскажите, как и когда это было?
– Это было уже в далеком 2005-м. Тогда ваш покорный слуга, конечно, не был не только председателем, но и простым членом жюри никакой литературной премии. Мне уже было чуть больше сорока, и это была первая значительная затесь на моем литературном древе. А поскольку я ставлю Есенина наравне с Пушкиным, для меня это было высочайшей честью. И, представьте, диплом лауреата Большой премии мне вручала сама Светлана Петровна Есенина, племянница Сергея Александровича (дочь его любимой сестры Шуры), ушедшая от нас более 10 лет назад. Я воспринял это как передачу есенинской поэтической традиции, не меньше, и потому дороже этой премии мне не стали никакие другие, которых я получал в достатке за последующие годы. И когда через 4 года в Союзе писателей России мне предложили возглавить жюри Премии «О Русь, взмахни крылами», я сделал всё, чтобы она из Всероссийской стала Международной – не номинально, не по названию, а по сути – сейчас легче назвать страну с русской диаспорой, откуда не поступают работы на соискание премии. Причем, члены жюри принципиально работают бесплатно – никаких возможностей повлиять на них нет, я за этим слежу самым строгим образом. Чистота премии – основа её серьёзной репутации в весьма продажном литературном мире. Приходите* 1 октября, убедитесь сами.
– Вам невооруженным взглядом виден уровень писательского и поэтического мастерства русскоговорящих авторов. Что вы можете сказать – он падает или растет? Как влияет на это государственная политика России в области культуры?
– Это напоминает мне фразу из старой юморески: «Врачи долго боролись за жизнь больного, но он остался жив». Уровень литературы в России – я имею ввиду корневую, почвенную литературу, а не растиражированную и разрекламированную крупными книготорговцами через подотчетные и аффилированные литпремии, презентации и прочие шоу – не снижается. Всё крупное рождается на изломе – и теперь, в эпоху глобальных вызовов России, холодной, а на южных рубежах и горячей войны, появляются чистые и глубокие произведения, отвечающие духовным чаяниям человека, а не развлекательным запросам потребителя. Нелюбимый, но уважаемый мною Бродский, как-то заметил: «Империи рождают литературу, демократии – макулатуру». Это не случайно. Про демократию, а точнее торгово-либеральный режим, установленный в России, почти две с половиной тысячи лет назад окончательно ёмко высказался Аристотель: « Основное начало демократического права заключается в том, что равенство осуществляется в количественном отношении, а не на основании достоинства». Достоинство исчезло из «свободной» литературы, демократического кино, либеральной эстрады. Внимание СМИ получает прежде всего те, кто, по словам Гафта «больше нездоров». На эту тему у меня много статей, их можно легко найти в интернете, к примеру «Блеск и нищета русского патриотизма», в рамках интервью всего не выскажешь. Скажу только, что я даже написал «Основные положения культурной доктрины России», призванной очистить наше общее культурное поле от сорной травы. Но пока её воспримут всерьёз, мы с соратниками по есенинскому фронту держим оборону и поддерживаем по-настоящему талантливые и духовные произведения.
– Вы известны как поэт-баталист и поэт-историк. Особенно после выхода в свет уникальной драматической поэмы «Царь Иоанн первый Грозный. Борьба за Русь». Не будем сейчас спорить, почему первый, а не четвертый. Но очевидно, что фигура Иоанна Васильевича вам импонирует. Что бы он сказал, переместись ненадолго в наше время. Как в известной комедии: «Лепота»? Или нет?
– Первый русский самодержец был одним из мудрейших и образованнейших правителей не только России, но и Европы, с прекрасным литературным языком (почитайте его послания Курбскому, английской королеве Елизавете I или шведскому королю Юхану III) и недюженными композиторскими (Да-да! «Канон Ангелу Грозному воеводе» – его авторства) способностями. Что бы он мог сказать, посмотрев, к примеру, Муз-Тв? Или нынешние теледебаты кандидатов в Думу? И, тем более, прямую линию с Президентом? А поговори он с простым народом где-нибудь за Москвой? Думаю, ответил бы словами из моей поэмы, обращенных к ближним опричникам:
«…нужно мерять вины!
И мера неизменна –
Измена!
Она, как мор,
Державу мне заразит
От ключника до князя!
В мозгах их словно миродёр,
Что видит лишь добычу там,
Де воет вечная война
За судьбы русского народа!
От них-то главный и разор –
Им личная сладка свобода –
Побольше власть, поменьше подать,
Других страшней державный вор,
Что может честь страны и рода
Продать за хлебный договор.
Престол шатают с твёрдой целью,
Кто жаждет пораженья –
Народу, мысля – государю.
Какую же измыслить кару,
Чтоб прекратить больное жженье
В державном теле?»
Какая уж тут «лепота».
– Ну, и традиционный вопрос о ваших личных творческих планах.
– У меня как раз один план подходит к своему завершению – в сентябре должна выйти из печати историческая поэтическая трилогия «Смута» (издательство Фонда «Осиянная Русь»). Если «Грозный» — историческое полотно, то «Смута», описывающая поэтическим языком правления трёх государей – Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского – уже можно назвать исторической панорамой. Очень хочу надеяться, что этот труд получит признание как профессиональных историков, так и всех читателей, интересующихся историей Отечества в смутные времена.
Фото из личного архива Дмитрия ДАРИНА