Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМузыкальная гостинаяДве редко звучащие в России симфонии прозвучали в Москве в великолепном исполнении...

Две редко звучащие в России симфонии прозвучали в Москве в великолепном исполнении Столичного симфонического оркестра Владимира Горбика

Две редко звучащие в России симфонии Шуберта и Мендельсона прозвучали в Москве в великолепном исполнении Столичного симфонического оркестра под управлением Владимира Горбика.

30 января 2019 года в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт Столичного симфонического оркестра, в котором под управлением Владимира Горбика перед воодушевлённой аудиторией, насчитывающей около шестисот слушателей, прозвучали Четвёртая симфония Шуберта и Первая симфония Мендельсона. Маэстро Горбик создал этот коллектив в 2017 году; туда вошли и артисты других крупных московских оркестров, и профессиональные музыканты без постоянного ангажемента. Полный состав оркестра насчитывает шестьдесят человек, однако в этом концерте участвовал уменьшенный состав в количестве 35 музыкантов (сцена Малого зала Московской консерватории не вмещает большее количество исполнителей), а именно: двадцать струнников, парный состав деревянных духовых, четыре валторны, две трубы и литавры. Сейчас запись концерта и обеих симфоний монтируется на киностудии «Мосфильм», при этом в записи добавятся ещё три исполнителя: двое в первых скрипках и один – во вторых скрипках. (Попутно отмечу, что в оркестре участвует значительное количество представительниц прекрасного пола, что не может не радовать). Всего 38 оркестрантов.

Обе юношеские симфонии, написанные в до-мажоре, по природе своей страстные, драматичные произведения. Более классичные по форме, они не выражают тех могучих страстей, которыми славится Пятая симфония Бетховена, служившая образцом для обоих авторов. Четвёртая симфония Шуберта, с подзаголовком «Трагическая», написана в 1816 году, когда композитору было девятнадцать лет. Этот подзаголовок часто критикуют за неуместное преувеличение. Тем не менее, если рассматривать данный эпитет в его исконном значении — как оппозицию комическому, означающую серьёзную драму в противовес юмористической или любовной, — тогда подзаголовок получает достаточное обоснование. Медленное меланхоличное вступление к первой части, в темпе Adagio molto, сменяет беспокойное Allegro vivace. Вторая часть, Andante, сначала передаёт настроение томительного покоя, а затем дважды прерывается разделами бурного характера. Короткие менуэты в обеих симфониях вызывают наиболее противоречивые интерпретации. Большинство современных дирижёров исполняют их в подвижном темпе («на раз»); другие, например Караян, предпочитают более медленный («на три»), что утяжеляет менуэт и придаёт ему сходство с «клогдансом» — сельской чечёткой, которую танцевали в деревянных башмаках. Финал в темпе Allegro сходен с эпизодом Allegro vivace в первой части и по настроению, и по взволнованному тематическому материалу: в отличие от многих минорных симфоний, где мы слышим обычную модуляцию в мажор, здесь минорные и мажорные разделы сменяют друг друга, расширяя тем самым общую палитру содержания всего произведения. В коде нет ни триумфа, ни экзальтации — только упорное стремление достичь заключительного аккорда.

Свою Первую симфонию Мендельсон закончил в марте 1824 года, когда ему было всего пятнадцать лет. Уже написав дюжину симфоний для струнных, композитор-вундеркинд как раз находился на этапе перехода к зрелости и славе. В 1825 и 1826 годах появились, соответственно, Октет ми-бемоль мажор и Увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»: здесь печать гения Мендельсона уже, несомненно, присутствует в каждом такте. Музыка первой части, Allegro molto, — с её быстрыми пассажами струнных, воинственными возгласами медных и ударами литавр — пылкая и энергичная, без тени зловещности. За ней следуют текучие красоты Andante, однако, в отличие от медленной части в Четвёртой симфонии Шуберта, здесь спокойная безмятежность ничем не нарушается. Третья часть, Менуэт Allegro molto, энергична в её крайних эпизодах, изобилуя искусными метрическими перебивами тематического материала; при этом, с точки зрения формы, композитор демонстрирует поразительную независимость среднего эпизода (трио), который отличается более спокойным характером, но при этом значительно удлинён. В непрестанно бурлящем финале, Allegro con fuoco, Мендельсон демонстрирует своё полифоническое мастерство; в разделе коды più stretto закрепляется основная тональность (до мажор), и ускоренный темп приводит симфонию к её ликующе-торжественному завершению.

Хотя обе эти симфонии достаточно известны любителям концертов, в России они исполняются гораздо реже, чем в Западной Европе, поэтому возможность услышать их — особое музыкальное «угощение». По словам маэстро Горбика, до этого ни один из музыкантов его оркестра ни разу не участвовал в исполнении ни той, ни другой симфонии; их профессионализм в разучивании этих произведений в короткий срок, а также воодушевление, вложенное ими в то, чтобы адекватно передать многие красоты этих партитур, ясно выразились в исполнении, полностью соответствовавшем стилю и нацеленном на то, чтобы вызвать одобрение у публики. Несмотря на то что задействовано было относительно небольшое количество струнников, наполненный, темброво богатый звук у струнных инструментов, которым заслуженно славятся российские оркестры, — удачно сочетаясь с благоприятной акустикой зала, но при этом никогда не становясь перегруженным по фактуре и не утрачивая своей прозрачности при обилии быстрых пассажей в обеих партитурах, — заставлял думать, будто на сцене присутствовало гораздо больше музыкантов, чем на самом деле. Под чётким и умелым управлением маэстро Горбика исполнение всего оркестра отличали точность, слаженность и выразительность. Его дирижёрский жест ясен и лишён каких бы то ни было преувеличений, что страхует исполнение от неритмичности; в основном он управляет правой рукой, в которой держит палочку, лишь изредка привлекая левую для показа акцентов или вступлений отдельных инструментов. Среди выбираемых им темпов преобладают оживлённые, хотя Менуэт в симфонии Шуберта был исполнен в умеренном темпе, ближе к медленному. Протяжённые, певучие мелодические линии органично и артикулированно оттеняли более драматичные разделы. Фактура отлично прослушивалась на протяжении всего исполнения: звучание и струнных, и деревянных, и медных было идеально сбалансировано. Литавры, играя в кульминациях на форте, периодически вступали в довольно сильный резонанс с камерной акустикой Малого зала, хотя каждое их появление всегда звучало радостно. Этот хорошо продуманный концерт был триумфальным во всех отношениях; мы с воодушевлением ожидаем выхода компакт-диска, который увековечит выступление этого оркестра, а также будущих концертов маэстро Горбика и его коллектива.

Джеймс А. АЛЬТИНА, музыковед, помощник редактора музыкального журнала «Фанфара» (США)
Публикуется с письменного разрешения автора

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru