Катар, страна-гость XXIV Петербургского международного экономического форума, представит обширную культурную программу, организованную Cultural Creative Agency. Среди серии проектов – Mawaheb — фестиваль музыкальной культуры стран Ближнего Востока и Северной Африки (региона MENA).
Государство Катар играет одну из ключевых ролей в формировании культурной повестки стран MENA, уделяя большое внимание сохранению традиционной арабской культуры и поддержке современных художников и музыкантов. Фестиваль Mawaheb создает пространство для сотрудничества артистов Ближнего Востока и Северной Африки с музыкантами из России и других государств, формируя возможности для расширения кросс-культурного диалога.
Mawaheb (араб. «таланты») — серия мультижанровых мероприятий на ключевых площадках Санкт-Петербурга. Фестиваль пройдет с 4 по 6 июня и представит публике симфонические и аудиовизуальные концерты, резиденцию для международных и локальных музыкантов, вечеринки, музыкальный пикник у воды иобразовательную программу.
Открывающим событием фестиваля станет Mawaheb x SOUND UP: music of oasis — концерт-путешествие по музыкальной культуре Катара и Арабского мира, куратором которого выступили организаторы концертной серии SOUNDUP. Концерт состоится на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 4 июня 2021 года.
Погружение в музыкальную культуру Ближнего Востока и Северной Африки закономерно начать со знакомства с традиционными инструментами — именно их звучание определяет уникальный ДНК музыки, много веков назад родившейся на Аравийском полуострове и распространившейся по всему миру в невероятном многообразии форм и видов.
Главными героями концерта «Music of oasis», куратором которого выступит фестиваль SOUND UP, станут пять арабских инструментов, которые, несмотря на свой почтенный возраст, сейчас активно используются не только в народной музыке, но и в роке, джазе и электронике: это уд, канун, най, дарбука и ребаба. В первом отделении красоту и мощь их вечных голосов продемонстрируют посвятившие им жизнь арабские солисты-виртуозы, которые исполнят традиционную музыку Ближнего Востока и произведения современных авторов. Во втором отделении концерта произойдет встреча арабского и русского миров: специально для «Music of oasis» пять российских композиторов — Владимир Мартынов, Настасья Хрущева, Павел Карманов, Игорь Яковенко и Алина Подзорова — написали сочинения для одного из этих арабских инструментов и симфонического оркестра. 4-го июня на сцене Академической капеллы эти сочинения будут впервые исполнены арабскими солистами вместе с симфоническим оркестром SOUND UP.
Между традиционными ближневосточными инструментами и симфоническим оркестром, привычным нашему глазу и уху, не такое уж непреодолимое расстояние, как может показаться на первый взгляд. «Царь всех инструментов», уд был завезен арабами в Европу во время исламского завоевания Испании и, по некоторым версиям, приходится предком европейской лютне, теорбе и гитаре. Флейта най, чей возраст перевалил за 5 тысяч лет — древняя родственница европейской блокфлейты, вышедшей на ведущие роли в европейской музыке в эпоху Баха и Генделя. От скромно выглядящего ребаба, воспетого за красоту голоса и богатство эмоций великим арабскими поэтами, произошло целое семейство струнно-смычковых инструментов — от ренессансной лиры до современной виолончели. Барабан дарбука, характерный саунд которого мгновенно дает опознать музыку как арабскую, дебютировал в европейской симфонической музыке еще в XIX веке — в опере «Троянцы» Гектора Берлиоза под ее завораживающий ритм танцевали нубийские рабы. А в ближневосточном кануне, под аккомпанемент которого исполняются возвышенные и волнующие макамы, трудно не заметить сходство и родство с русскими гуслями.
Мастера игры на арабских инструментах, которые едут на фестиваль Mawaheb из Катара, Ливана и Берлина, давно и успешно выполняют роль просветителей, приобщая к своему искусству слушателей из совершенно разных миров. Глава факультета арабской музыки в Катарской музыкальной академии Тофик Мирхан преподает своим студентам не только практику игры на кануне, но и теорию, лежащую в основе восточной музыки, а также не сомневается в ее целительных свойствах: курс «Основы музыкальной терапии», инициированный музыкантом в академии, изучает влияние музыки при депрессии, аутизме или болезни Альцгеймера. Исполнитель на уде Моханнад Нассер — автор сольного проекта L’Oud whispers, организатор мультикультурного ансамбля Oumi с пропиской в Бейруте, победитель нескольких международных конкурсов, организатор музыкальных воркшопов и мастер-классов — появлялся со своим инструментом на классических записях, играл бразильский джаз и испанское фламенко и выступал дуэтом с легендарным фьюжн-гитаристом Элом ди Меолой. Специалист по наю, преподаватель Катарской музыкальной академии Ибрагим Кадар не только записал два сольных альбома, один из которых с симфоническим оркестром, но и появился со своим инструментом на последнем альбоме Gorillaz и съездил со знаменитой мультипликационной группой в гастрольный тур. В дискографии всемирно известного перкуссиониста Рони Баррака, профессионально выступающего с 7 лет — больше полусотни альбомов, среди которых есть и фьюжн-записи, перекидывающие мостик между западной и восточной музыкальными традициями, и симфонические и камерные произведения собственного сочинения, и саундтрек к видеоигре из серии Final Fantasy. Хассан Моатаза Эль Молла хорошо известен как виолончелист, получивший благословение Мстислава Ростроповича и игравший в оркестре Даниэля Баренбойма West-Eastern Divan Orchestra — в этом качестве ему довелось исполнять весь классический репертуар в Оркестре Катарской филармонии, где он является концертмейстером группы виолончелей: от барокко до Булеза. Но другая его главная любовь — это традиционная арабская музыка, исполняемая на местных струнно-смычковых инструментах и прежде всего на ребабе. На концерте «Music of oasis» эти пять выдающихся арабских исполнителей продемонстрируют все возможности и красоту своих инструментов — и лучших проводников в малоизученный мир восточной музыки вряд ли бы можно было найти.
В фокусе второго отделения концерта: видение звуковых возможностей арабских инструментов с точки зрения современных российских композиторов и — более глобальный сюжет — поиск точек соприкосновения между ближневосточной и российской культурой. Обращение к музыке Востока, фантазии и грезы об оазисе в пустыне была одной из важных тем для русских авторов с момента становления национальной композиторской школы. Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский искали и находили вдохновение в ориентальной мелодике, что дало миру некоторые самые «хитовые произведения в русской классической музыке. Композиторы, приглашенные в проект MAWAHEB X SOUND UP: music of oasis, принадлежат к разным поколениям и придерживаются различного подхода к искусству и творчеству — тем интересней узнать, что они думают о возможности диалога культур и к каким музыкальным выводам они придут.
Чтобы не раскрывать все сюрпризы, можем дать несколько подсказок. Отметивший в этом году 75-летие, патриарх российского минимализма Владимир Мартынов представит сочинение «Аравийское видение тамплиера» для уда и оркестра.
«Тамплиеры — рыцари-христиане, которые сопровождали паломников в Святую землю, — объясняет свой замысел композитор. — Находясь в чуждой обстановке, один такой тамплиер видит видение: в аравийской пустыне ему является Богородица. Это арабский мир, но глазами западного европейца. Такая двойственность природы очень подходит уду, потому что он родственник теорбе и лютне. Он находится на перекрестке культур — арабской и европейской. Я влюблен в этот инструмент: в его потрясающий голос, атаку звука, вибрацию, тембр. В нем для меня воплощается душа арабской культуры».
Композитор и музыковед Настасья Хрущева, автор нашумевшей книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», отталкивается не от звучания инструмента, а от фигуры исполнителя — звездного перкуссиониста Рони Баррака. Ее сочинение «То и это» будет похоже на импровизационный баттл между западноевропейской школой, которую будет представлять сама композитор за роялем, и ближневосточной, в лице Баррака и его дарбуки.
«Структура пьесы показывает, что познание другого обычно оборачивается иллюзиями, поэтому единственная возможность адекватного взаимодействия — это отказ от самой попытки такого познания», — резюмирует Настасья Хрущева.
Композитор и пианист Игорь Яковенко написал сочинение для кануна из-за его сходства с русскими гуслями, выстроив его на сопоставлении восточной и русской музыкальных традиций. В пьесе, названной «Орикс» в честь антилопы, являющейся национальным символом Катара, есть ярко выраженная восточная тема, и тема в русском стиле, ведя которую канун имитирует игру на гуслях.
Подробности – на сайте https://mawaheb.ru .