Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаФестиваль музыкальной культуры стран Ближнего Востока и Африки MAWAHEB пройдет в Санкт-Петербурге

Фестиваль музыкальной культуры стран Ближнего Востока и Африки MAWAHEB пройдет в Санкт-Петербурге

Катар, страна-гость XXIV Петербургского международного экономического форума, представит обширную культурную программу, организованную Cultural Creative Agency. Среди серии проектов – Mawaheb — фестиваль музыкальной культуры стран Ближнего Востока и Северной Африки (региона MENA).

Государство Катар играет одну из ключевых ролей в формировании культурной повестки стран MENA, уделяя большое внимание сохранению традиционной арабской культуры и поддержке современных художников и музыкантов. Фестиваль Mawaheb создает пространство для сотрудничества артистов Ближнего Востока и Северной Африки с музыкантами из России и других государств, формируя возможности для расширения кросс-культурного диалога.

Mawaheb (араб. «таланты») — серия мультижанровых мероприятий на ключевых площадках Санкт-Петербурга. Фестиваль пройдет с 4 по 6 июня и представит публике симфонические и аудиовизуальные концерты, резиденцию для международных и локальных музыкантов, вечеринки, музыкальный пикник у воды иобразовательную программу.

Открывающим событием фестиваля станет Mawaheb x SOUND UP: music of oasis — концерт-путешествие по музыкальной культуре Катара и Арабского мира, куратором которого выступили организаторы концертной серии SOUNDUP. Концерт состоится на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 4 июня 2021 года.

Погружение в музыкальную культуру Ближнего Востока и Северной Африки закономерно начать со знакомства с традиционными инструментами — именно их звучание определяет уникальный ДНК музыки, много веков назад родившейся на Аравийском полуострове и распространившейся по всему миру в невероятном многообразии форм и видов.

Главными героями концерта «Music of oasis», куратором которого выступит фестиваль SOUND UP, станут пять арабских инструментов, которые, несмотря на свой почтенный возраст, сейчас активно используются не только в народной музыке, но и в роке, джазе и электронике: это уд, канун, най, дарбука и ребаба. В первом отделении красоту и мощь их вечных голосов продемонстрируют посвятившие им жизнь арабские солисты-виртуозы, которые исполнят традиционную музыку Ближнего Востока и произведения современных авторов. Во втором отделении концерта произойдет встреча арабского и русского миров: специально для «Music of oasis» пять российских композиторов — Владимир Мартынов, Настасья Хрущева, Павел Карманов, Игорь Яковенко и Алина Подзорова — написали сочинения для одного из этих арабских инструментов и симфонического оркестра. 4-го июня на сцене Академической капеллы эти сочинения будут впервые исполнены арабскими солистами вместе с симфоническим оркестром SOUND UP.

Между традиционными ближневосточными инструментами и симфоническим оркестром, привычным нашему глазу и уху, не такое уж непреодолимое расстояние, как может показаться на первый взгляд. «Царь всех инструментов», уд был завезен арабами в Европу во время исламского завоевания Испании и, по некоторым версиям, приходится предком европейской лютне, теорбе и гитаре. Флейта най, чей возраст перевалил за 5 тысяч лет — древняя родственница европейской блокфлейты, вышедшей на ведущие роли в европейской музыке в эпоху Баха и Генделя. От скромно выглядящего ребаба, воспетого за красоту голоса и богатство эмоций великим арабскими поэтами, произошло целое семейство струнно-смычковых инструментов — от ренессансной лиры до современной виолончели. Барабан дарбука, характерный саунд которого мгновенно дает опознать музыку как арабскую, дебютировал в европейской симфонической музыке еще в XIX веке — в опере «Троянцы» Гектора Берлиоза под ее завораживающий ритм танцевали нубийские рабы. А в ближневосточном кануне, под аккомпанемент которого исполняются возвышенные и волнующие макамы, трудно не заметить сходство и родство с русскими гуслями.

Мастера игры на арабских инструментах, которые едут на фестиваль Mawaheb из Катара, Ливана и Берлина, давно и успешно выполняют роль просветителей, приобщая к своему искусству слушателей из совершенно разных миров. Глава факультета арабской музыки в Катарской музыкальной академии Тофик Мирхан преподает своим студентам не только практику игры на кануне, но и теорию, лежащую в основе восточной музыки, а также не сомневается в ее целительных свойствах: курс «Основы музыкальной терапии», инициированный музыкантом в академии, изучает влияние музыки при депрессии, аутизме или болезни Альцгеймера. Исполнитель на уде Моханнад Нассер — автор сольного проекта L’Oud whispers, организатор мультикультурного ансамбля Oumi с пропиской в Бейруте, победитель нескольких международных конкурсов, организатор музыкальных воркшопов и мастер-классов — появлялся со своим инструментом на классических записях, играл бразильский джаз и испанское фламенко и выступал дуэтом с легендарным фьюжн-гитаристом Элом ди Меолой. Специалист по наю, преподаватель Катарской музыкальной академии Ибрагим Кадар не только записал два сольных альбома, один из которых с симфоническим оркестром, но и появился со своим инструментом на последнем альбоме Gorillaz и съездил со знаменитой мультипликационной группой в гастрольный тур. В дискографии всемирно известного перкуссиониста Рони Баррака, профессионально выступающего с 7 лет — больше полусотни альбомов, среди которых есть и фьюжн-записи, перекидывающие мостик между западной и восточной музыкальными традициями, и симфонические и камерные произведения собственного сочинения, и саундтрек к видеоигре из серии Final Fantasy. Хассан Моатаза Эль Молла хорошо известен как виолончелист, получивший благословение Мстислава Ростроповича и игравший в оркестре Даниэля Баренбойма West-Eastern Divan Orchestra — в этом качестве ему довелось исполнять весь классический репертуар в Оркестре Катарской филармонии, где он является концертмейстером группы виолончелей: от барокко до Булеза. Но другая его главная любовь — это традиционная арабская музыка, исполняемая на местных струнно-смычковых инструментах и прежде всего на ребабе. На концерте «Music of oasis» эти пять выдающихся арабских исполнителей продемонстрируют все возможности и красоту своих инструментов — и лучших проводников в малоизученный мир восточной музыки вряд ли бы можно было найти.

В фокусе второго отделения концерта: видение звуковых возможностей арабских инструментов с точки зрения современных российских композиторов и — более глобальный сюжет — поиск точек соприкосновения между ближневосточной и российской культурой. Обращение к музыке Востока, фантазии и грезы об оазисе в пустыне была одной из важных тем для русских авторов с момента становления национальной композиторской школы. Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский искали и находили вдохновение в ориентальной мелодике, что дало миру некоторые самые «хитовые произведения в русской классической музыке. Композиторы, приглашенные в проект MAWAHEB X SOUND UP: music of oasis, принадлежат к разным поколениям и придерживаются различного подхода к искусству и творчеству — тем интересней узнать, что они думают о возможности диалога культур и к каким музыкальным выводам они придут.

Чтобы не раскрывать все сюрпризы, можем дать несколько подсказок. Отметивший в этом году 75-летие, патриарх российского минимализма Владимир Мартынов представит сочинение «Аравийское видение тамплиера» для уда и оркестра.

«Тамплиеры — рыцари-христиане, которые сопровождали паломников в Святую землю, — объясняет свой замысел композитор. — Находясь в чуждой обстановке, один такой тамплиер видит видение: в аравийской пустыне ему является Богородица. Это арабский мир, но глазами западного европейца. Такая двойственность природы очень подходит уду, потому что он родственник теорбе и лютне. Он находится на перекрестке культур — арабской и европейской. Я влюблен в этот инструмент: в его потрясающий голос, атаку звука, вибрацию, тембр. В нем для меня воплощается душа арабской культуры».

Композитор и музыковед Настасья Хрущева, автор нашумевшей книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», отталкивается не от звучания инструмента, а от фигуры исполнителя — звездного перкуссиониста Рони Баррака. Ее сочинение «То и это» будет похоже на импровизационный баттл между западноевропейской школой, которую будет представлять сама композитор за роялем, и ближневосточной, в лице Баррака и его дарбуки.

«Структура пьесы показывает, что познание другого обычно оборачивается иллюзиями, поэтому единственная возможность адекватного взаимодействия — это отказ от самой попытки такого познания», — резюмирует Настасья Хрущева.

Композитор и пианист Игорь Яковенко написал сочинение для кануна из-за его сходства с русскими гуслями, выстроив его на сопоставлении восточной и русской музыкальных традиций. В пьесе, названной «Орикс» в честь антилопы, являющейся национальным символом Катара, есть ярко выраженная восточная тема, и тема в русском стиле, ведя которую канун имитирует игру на гуслях.

Подробности – на сайте https://mawaheb.ru .

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru