Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюЕвгений Рубин: «Это театр честных людей...»

Евгений Рубин: «Это театр честных людей…»

В преддверии 50-летия Московского Нового драматического театра мы побеседовали с одним из ведущих артистов труппы — Евгением Рубиным.

– Евгений Наумович, вы служите в Новом драматическом театре уже двадцать лет. Как себя чувствуете сегодня в этом коллективе?

– Возможно, это прозвучит неожиданно, но я — совершенно не театральный человек. Я никогда не мечтал стать актёром, не готовился, не штурмовал годами приёмные комиссии. Мне виделся в будущем другой профессиональный путь. А в театре, как правило, было скучно… и иногда возникало желание вздремнуть. (Смеётся). Хотя вырос я в Москве, в интеллигентной семье, родные заботились о моём воспитании и, конечно, водили в театр. Как же без «Синей птицы», это классика!

Как всякий открытый ребёнок, я с удовольствием воспринимал театр и верил в происходящее чудо на сцене, но в юности появились другие интересы. Да и время менялось: игровые приставки, интернет, доступное всегда и везде кино, в общем, огромный выбор развлечений… Время от времени я предпринимал робкие попытки, но удачных спектаклей не попадалось. И вот, представьте: сегодня мне, человеку нетеатральному, не приобщённому к театральной культуре, здесь, в Новом драматическом, — ХОРОШО! Так было с самых первых дней, и так остаётся и поныне. Потому что магия этого места в том, что оно «заражает» даже тех, кто далёк от сцены и относится к театру безразлично и даже отрицательно.

– Как же так вышло, что вы, человек «нетеатральный», оказались в театральном вузе?

– Знаете, я учился, не имея цели становиться театральным актёром. Вот такой парадокс! Я пошёл поступать… Не то что бы совсем «просто так», был кое-какой мистический знак, в который я тогда поверил. Захотелось идти после школы неизвестной дорогой, а не той, где уже давно была постелена соломка. Решил: «А дай-ка, попробую…» Пришел на прослушивания во ВГИК, курс набирал Алексей Баталов и сам слушал абитуриентов. В зал запускали по пять человек, я зашел вместе с последней пятеркой, сел в конец очереди в темной аудитории и смотрел на знаменитого актера и показывающихся ребят. Когда подошла моя очередь, я встал, представился и честно признался, что у меня ничего не подготовлено, и я просто пришел посмотреть, как вообще поступают в этот театральный… Алексей Владимирович к этому отнесся с пониманием и с улыбкой, посоветовал поторопиться, так как вступительные туры уже заканчиваются во всех известных вузах. Мне посоветовали женщину режиссера (я ей благодарен по сей день), которая поставила мне программу за 4 дня. Это было настолько стремительно, что я даже не могу теперь вспомнить, что читал… но читал от души. Видимо это и сработало.

в ожидании годо
«В ожидании Годо». Сцена из спектакля. Фото © Екатерина Кулешова

Почему-то хотел очень в Щукинское, а почему — уже не помню. Меня в итоге взяли туда вольным слушателем. А потом вдруг дома раздался звонок из училища, и мне посоветовали показаться в мастерскую к Вячеславу Васильевичу Долгачёву, сказали что там хороший педагогический состав. Посоветовали попробовать туда… и я, как видите, попробовал.

– И как, вам понравилось?

– Мама меня спрашивала то же самое. «Ну как, тебе нравится там?» Я отвечал: «Больше да, чем нет… Хотя я ничего не понимаю, но точно нравятся люди». На что она ответила: «Ну, слава Богу, а то звонили из какого-то РАТИ и сказали, что ты поступил, но я им ответила что тебя приняли в другой вуз». Мама просто не знала, что РАТИ это и есть ГИТИС. А я на мгновение опешил, порадовался за себя… Но нисколько не пожалел, что оказался именно там где оказался. Хотя первые полгода обучения сидел, раскрыв рот. Ничего не понимал, всё казалось странным, и даже нелепым. Но как хорошо, что я послушался тех людей, которые направили меня именно к Вячеславу Васильевичу! Благодаря ему, я не только остался в профессии, но и изменил своё отношение к театру в принципе.

– Помните момент, когда произошёл этот перелом?

– Конечно. Раньше, приходя на любой спектакль, я видел сплошное «искусство ради искусства», «игру ради игры»… ну, так мне казалось. Возможно, мне просто не везло, или я ходил не туда… Но меня ничего не трогало, не цепляло. Смотришь на сцену — актёры красивые, талантливые, смотреть приятно, но не интересно. И возникал внутри вопрос — то ли я не дорос до некоего элитарного искусства, то ли, кроме самолюбования, и следить не за чем. И вот, в 2003 году, когда я попал в театр своего мастера, всё и произошло. Я очутился среди абсолютно честных людей. Которые пытаются подарить что-то ценное зрителю. И это ценное всегда разное в зависимости от темы которую мы «препарируем». Чтобы задумались, чтобы тронуло… И чтобы зрители выходили со спектакля живыми и наполненными, а чем именно — зависит от субъективного восприятия каждого. Главное, не равнодушными! Я был поражён тем, что ни в режиссуре, ни в актёрском исполнении не было вот этого бесконечного «для себя». Наоборот, всё — для других… для людей. Вот это как раз и называется «служением».

пародист
«Пародист». Сцена из спектакля. Фото © Екатерина Кулешова

– Когда вы пришли в театр, у него уже была своя история. Вы ею интересовались?

Да, я застал некоторые спектакли, которых уже нет. Мне очень нравился «Реванш королевы» Львова-Анохина. Но было важно то, что Вячеслав Васильевич вновь принёс сюда «мхатовскую» атмосферу. Теперь я сам говорю всем, кто не любит и не понимает театра: «Вы должны прийти в Новый драматический!» Просто чтобы понять что такое театр и вновь ощутить себя тем самым открытым ребёнком, который искренне верит в происходящее на сцене! Проверял на своих друзьях и знакомых — срабатывает безотказно! Сначала людей не уговорить, но стоит им попасть к нам…

– На какие спектакли вы их приглашаете?

– Только не на те, где играю сам. Дело не в скромности, просто новичку ещё сложно абстрагироваться, отделить «переодетого Женю Рубина» от персонажа. А там, где меня нет, он сразу начнёт подключаться к сути. А вот читателей «Арт-Московии» я готов пригласить на всё, без исключения. Начинать знакомство с нашим театром можно смело с любого названия в афише. Наверное, это своего рода особая ценность нашего Нового драматического , — способность внушать любовь к Театру. И она не единственная! Здесь есть то, чего нет больше нигде…

– Чем же ещё уникален Новый драматический театр?

– Я думаю… (Пауза). Сколько всего произошло в России с 2001 года, когда Вячеслав Васильевич стал художественным руководителем! Сколько мы пережили изменений в обществе, сколько событий, которые так или иначе отражались на искусстве. Тем не менее, корабль на плаву, на всех парусах. И благодаря капитану, и хорошей команде. Люди — наш главный ресурс. Есть известное выражение «театр-дом», так вот у нас — именно дом, где каждый понимает свою значимость для общего дела. Так выстраивает с нами отношения Вячеслав Васильевич, и относится к нам по-отечески. Ко всем, изначально. Как настоящий отец, он может быть и понимающим, и жёстким, и добрым… и не очень! Прямо ОЧЕНЬ «не очень»… (Смеётся). Для блага своих же «чад», разумеется. Мы взрослые люди, и понимаем, что это хорошо, — когда есть старший, который может дать по шее. На свой счёт мы это не воспринимаем, делом же занимаемся.

три мешка сорной пшеницы
«Три мешка сорной пшеницы». Сцена из спектакля. Фото © Екатерина Кулешова

– Вы сыграли множество ролей на этой сцене…

– Ой, да. И самых разных. Были большие, которые сопровождали меня на протяжении многих лет, с которыми был пройден длинный, интересный путь, — например, князь Мышкин в «Настасье Филипповне», Владимир «В ожидании Годо». Вот, сейчас предстоит адреналиновый ввод на роль Восьмого в «12 разгневанных мужчин». И всякая роль для меня — дикий стресс. Каждый раз. Если, как я уже говорил, честно относиться к своему труду, быть к себе требовательным, то это огромная нагрузка на нервную систему. Допустим, Печорин в спектакле «От первого лица». Премьера состоялась в 2012 году, и до сих пор я собираю все свои силы, чтобы справиться с волнением перед выходом. Сложный спектакль, три часа с антрактом, — и нужно тянуть линию персонажа, нигде не ошибиться… Пожалуй, единственное исключение — Физрук в «Провинциальных анекдотах», но туда я влетел так быстро, что просто, видимо, миновал все обычные стадии поисков, и неуверенности в себе. Не было на это времени. А обычно — безумный страх. В такие моменты помогает всегда крепкое плечо коллег и уверенность в том, что они тебя всегда поддержат. Как только первый шаг сделал на сцену, — всё. Откуда-то всё само приходит, будто с небес.

– В отличие от театра, заметных киноролей у вас не так уж много. Роман с кино не сложился — или это ваша принципиальная позиция?

– Ужасно не люблю первые кастинги, а профессия такая, что любить надо. Обычно общее впечатление от всех и самого себя, что это какая-то самодемонстрация, попытка понравиться… мне это не по душе. К тому же, на мой взгляд, в киноиндустрии сейчас очевидный кризис.

Евгений Рубин в роли Печорина
Евгений Рубин в роли Печорина. «От первого лица». Сцена из спектакля. Фото © Екатерина Кулешова

– А с чем, по вашему мнению, он связан?

– Мне кажется, это общий кризис исполнительских искусств. Очень мало интересных пьес, оригинальных сценариев, небанальных сюжетов, — куда ни бросишься, всё уже создано, придумано до нас. Насмотренность — и наша с вами, и зрителя, — такова, что удивить становится всё сложнее. Кстати, мы столкнулись с этой проблемой в связи со спектаклем «Пародист». Да, это детектив. Но мы в этом жанре столько уже всего изучили, посмотрели, прочитали, даже если не запомнили, то бессознательно усвоили. И теперь интуитивно чувствуем: «Знакомо!» Мозг сигналит, а его не обманешь, он уже через 15 минут подсказывает, что убийца садовник. Поэтому в числе прочих творческих задач мы должны были на репетициях «Пародиста» решать и эту, — как избежать предсказуемости. Как уводить внимание людей от привычных схем, жонглировать их вниманием. Кое-что, судя по отзывам, нам удалось.

– Что бы вы посоветовали молодым артистам, которые вливаются в труппу?

– Не зажиматься. Не вставать сразу в оборонительную позицию. Спокойнее воспринимать критику, советы. Понимать, что критикуют не твою личность, а твою конкретную работу, которая сегодня, возможно, не получилась, но завтра обязательно получится, если ты будешь работать в команде.

Беседовала Людмила ФИЛАТОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru