На фестивале Brass days отметили 100-летие Дэйва Брубека

291

Юбилейные, десятые по счету «Медные дни» стартовали 7 октября сразу двумя яркими событиями с отчетливым джазовым уклоном. В концертном зале «Зарядье» в этот вечер праздновали 100-летие знаменитого американского композитора и пианиста Дэйва Брубека, а в Малом зале Московской консерватории в этот же самое время свою программу представляли известный джазовый трубач Вадим Эйленкриг и группа Eilenkrig Crew. Попасть, по понятным причинам, удалось бы только на одно из них, и выбор был сделан в пользу «Зарядья».

Несмотря на то, что Дэйв Уоррен Брубек – одна из знаковых фигур в истории мирового джаза и выдающийся представитель направления кул-джаз, руководитель легендарного Квартета Дэйва Брубека, чей хит Take Five стал «золотым» джазовым стандартом, московские афиши отнюдь не пестрят мероприятиями, приуроченными к его юбилею. Что ж, тем ценнее этот жест искренней любви и восхищения, предпринятый фестивалем Brass days!

Музыканты для участия в мемориальном концерте были приглашены также неслучайные – те, кому посчастливилось лично посотрудничать с Брубеком: Игорь Бутман, солистка театра «Геликон-опера» Мария Масхулия и Российский национальный оркестр, единственный в России симфонический коллектив, выступавший с Квартетом Дэйва Брубека как в России (в теперь уже далеком 1997-м), так и в США (в 2002-м). Место за дирижерским пультом занял художественный руководитель фестиваля Владислав Лаврик.

Программу вечера составили не только знаменитые сочинения патриарха кул-джаза, такие как Blue Rondo à la Turk и A Salute to the Count, слушателей ждали также несколько премьер. Впервые в Москве (да, собственно, и вообще впервые) прозвучала композиция Brandenburg Gate: Revisited («Бранденбургские ворота: Возвращение»). Написанная Дэйвом Брубеком в 1961 году как оммаж «Бранденбургским воротам» Баха, специально к московскому концерту она была аранжирована его сыном Мэтью для струнных, фортепиано, валторны, ударной установки и контрабаса. Игорь Бутман, представляя музыкантов своего квинтета, принявших участие в премьерном исполнении, рассказал слушателям, что познакомился с Дэйвом Брубеком в Ленинграде в 1987 году, когда тот гастролировал в СССР вместе со своим квартетом. «Каждый момент игры с ним был уникальным. Позже, когда мы вместе играли в Соединенных Штатах, он поддержал мою музыкальную карьеру».

Еще одной премьерой – на этот раз европейской – стала Time Out Suite, аранжированная для симфонического оркестра и джазового ансамбля другим сыном Брубека – Крисом. Сюита объединила композиции со знаменитого альбома Time Out, выпущенного Квартетом Дэйва Брубека в 1959 году и ставшего среди поклонников джаза поистине культовым. Контрабасист, тромбонист и композитор Крис Брубек также должен был принять участие в концерте. Увы, его приезд стал невозможным из-за пандемии. «Мне очень жаль, что я не смогу выступить с Игорем и моими друзьями из РНО в вашем великолепном концертном зале, как это было запланировано, – написал музыкант, обращаясь к зрителям «Зарядья». – Тот факт, что российские джазовые и классические музыканты отметят 100-летие отца концертом, который проводится со всеми необходимыми мерами предосторожности для защиты слушателей от вируса и с прямой трансляцией для тех, кто не может присутствовать лично, – это впечатляющая дань уважения Дэйву. Мои поздравления и признательность всем, кто сделал возможным этот праздник, и особенно российским и американским спонсорам, которые разделяют нашу веру в важность музыки как универсального способа выражения дружбы».

Заявленной в афише программой собравшиеся в Большом зале «Зарядья» в этот вечер предсказуемо не удовлетворились, тем более, что «противовирусный» формат ограничил концерт всего одним отделением, поэтому на бис был исполнен (зато дважды!) известный своим сложнейшим ритмом хит Дэйва Брубека Unsquare dance, главной звездой которого стал, бесспорно, пианист Олег Аккуратов.

Остается только сказать вслед за Крисом Брубеком спасибо тем, благодаря кому этот концерт состоялся – в частности, компании Cargill Russia Inc., фонду Brubeck Living Legacy Public Charity (Коннектикут) и Russian Arts Foundation (Калифорния).

А следующая круглая дата, которую будет отмечать Brass days, – это собственное 10-летие. Поздравить фестиваль с первым крупным юбилеем соберутся участники прошлых лет, друзья и коллеги. В концерте также примет участие Московский камерный оркестр «Musica Viva».

Полина ХАРИТОНОВА,
Фото Зала Зарядье @ Liliya Olkhovaya

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.