На фестивале Brass days отметили 100-летие Дэйва Брубека

383

Юби­лей­ные, деся­тые по сче­ту «Мед­ные дни» стар­то­ва­ли 7 октяб­ря сра­зу дву­мя ярки­ми собы­ти­я­ми с отчет­ли­вым джа­зо­вым укло­ном. В кон­церт­ном зале «Заря­дье» в этот вечер празд­но­ва­ли 100-летие зна­ме­ни­то­го аме­ри­кан­ско­го ком­по­зи­то­ра и пиа­ни­ста Дэй­ва Бру­бе­ка, а в Малом зале Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии в этот же самое вре­мя свою про­грам­му пред­став­ля­ли извест­ный джа­зо­вый тру­бач Вадим Эйлен­криг и груп­па Eilenkrig Crew. Попасть, по понят­ным при­чи­нам, уда­лось бы толь­ко на одно из них, и выбор был сде­лан в поль­зу «Заря­дья».

Несмот­ря на то, что Дэйв Уор­рен Бру­бек – одна из зна­ко­вых фигур в исто­рии миро­во­го джа­за и выда­ю­щий­ся пред­ста­ви­тель направ­ле­ния кул-джаз, руко­во­ди­тель леген­дар­но­го Квар­те­та Дэй­ва Бру­бе­ка, чей хит Take Five стал «золо­тым» джа­зо­вым стан­дар­том, мос­ков­ские афи­ши отнюдь не пест­рят меро­при­я­ти­я­ми, при­уро­чен­ны­ми к его юби­лею. Что ж, тем цен­нее этот жест искрен­ней люб­ви и вос­хи­ще­ния, пред­при­ня­тый фести­ва­лем Brass days! 

Музы­кан­ты для уча­стия в мемо­ри­аль­ном кон­цер­те были при­гла­ше­ны так­же неслу­чай­ные — те, кому посчаст­ли­ви­лось лич­но посо­труд­ни­чать с Бру­бе­ком: Игорь Бут­ман, солист­ка теат­ра «Гели­кон-опе­ра» Мария Мас­ху­лия и Рос­сий­ский наци­о­наль­ный оркестр, един­ствен­ный в Рос­сии сим­фо­ни­че­ский кол­лек­тив, высту­пав­ший с Квар­те­том Дэй­ва Бру­бе­ка как в Рос­сии (в теперь уже дале­ком 1997‑м), так и в США (в 2002‑м). Место за дири­жер­ским пуль­том занял худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель фести­ва­ля Вла­ди­слав Лаврик.

Про­грам­му вече­ра соста­ви­ли не толь­ко зна­ме­ни­тые сочи­не­ния пат­ри­ар­ха кул-джа­за, такие как Blue Rondo à la Turk и A Salute to the Count, слу­ша­те­лей жда­ли так­же несколь­ко пре­мьер. Впер­вые в Москве (да, соб­ствен­но, и вооб­ще впер­вые) про­зву­ча­ла ком­по­зи­ция Brandenburg Gate: Revisited («Бран­ден­бург­ские воро­та: Воз­вра­ще­ние»). Напи­сан­ная Дэй­вом Бру­бе­ком в 1961 году как оммаж «Бран­ден­бург­ским воро­там» Баха, спе­ци­аль­но к мос­ков­ско­му кон­цер­ту она была аран­жи­ро­ва­на его сыном Мэтью для струн­ных, фор­те­пи­а­но, вал­тор­ны, удар­ной уста­нов­ки и кон­тра­ба­са. Игорь Бут­ман, пред­став­ляя музы­кан­тов сво­е­го квин­те­та, при­няв­ших уча­стие в пре­мьер­ном испол­не­нии, рас­ска­зал слу­ша­те­лям, что позна­ко­мил­ся с Дэй­вом Бру­бе­ком в Ленин­гра­де в 1987 году, когда тот гастро­ли­ро­вал в СССР вме­сте со сво­им квар­те­том. «Каж­дый момент игры с ним был уни­каль­ным. Поз­же, когда мы вме­сте игра­ли в Соеди­нен­ных Шта­тах, он под­дер­жал мою музы­каль­ную карьеру».

Еще одной пре­мье­рой – на этот раз евро­пей­ской – ста­ла Time Out Suite, аран­жи­ро­ван­ная для сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра и джа­зо­во­го ансам­бля дру­гим сыном Бру­бе­ка – Кри­сом. Сюи­та объ­еди­ни­ла ком­по­зи­ции со зна­ме­ни­то­го аль­бо­ма Time Out, выпу­щен­но­го Квар­те­том Дэй­ва Бру­бе­ка в 1959 году и став­ше­го сре­ди поклон­ни­ков джа­за поис­ти­не куль­то­вым. Кон­тра­ба­сист, тром­бо­нист и ком­по­зи­тор Крис Бру­бек так­же дол­жен был при­нять уча­стие в кон­цер­те. Увы, его при­езд стал невоз­мож­ным из-за пан­де­мии. «Мне очень жаль, что я не смо­гу высту­пить с Иго­рем и мои­ми дру­зья­ми из РНО в вашем вели­ко­леп­ном кон­церт­ном зале, как это было запла­ни­ро­ва­но, – напи­сал музы­кант, обра­ща­ясь к зри­те­лям «Заря­дья». – Тот факт, что рос­сий­ские джа­зо­вые и клас­си­че­ские музы­кан­ты отме­тят 100-летие отца кон­цер­том, кото­рый про­во­дит­ся со все­ми необ­хо­ди­мы­ми мера­ми предо­сто­рож­но­сти для защи­ты слу­ша­те­лей от виру­са и с пря­мой транс­ля­ци­ей для тех, кто не может при­сут­ство­вать лич­но, – это впе­чат­ля­ю­щая дань ува­же­ния Дэй­ву. Мои поздрав­ле­ния и при­зна­тель­ность всем, кто сде­лал воз­мож­ным этот празд­ник, и осо­бен­но рос­сий­ским и аме­ри­кан­ским спон­со­рам, кото­рые раз­де­ля­ют нашу веру в важ­ность музы­ки как уни­вер­саль­но­го спо­со­ба выра­же­ния дружбы». 

Заяв­лен­ной в афи­ше про­грам­мой собрав­ши­е­ся в Боль­шом зале «Заря­дья» в этот вечер пред­ска­зу­е­мо не удо­вле­тво­ри­лись, тем более, что «про­ти­во­ви­рус­ный» фор­мат огра­ни­чил кон­церт все­го одним отде­ле­ни­ем, поэто­му на бис был испол­нен (зато два­жды!) извест­ный сво­им слож­ней­шим рит­мом хит Дэй­ва Бру­бе­ка Unsquare dance, глав­ной звез­дой кото­ро­го стал, бес­спор­но, пиа­нист Олег Аккуратов. 

Оста­ет­ся толь­ко ска­зать вслед за Кри­сом Бру­бе­ком спа­си­бо тем, бла­го­да­ря кому этот кон­церт состо­ял­ся – в част­но­сти, ком­па­нии Cargill Russia Inc., фон­ду Brubeck Living Legacy Public Charity (Кон­нек­ти­кут) и Russian Arts Foundation (Кали­фор­ния).

А сле­ду­ю­щая круг­лая дата, кото­рую будет отме­чать Brass days, – это соб­ствен­ное 10-летие. Поздра­вить фести­валь с пер­вым круп­ным юби­ле­ем собе­рут­ся участ­ни­ки про­шлых лет, дру­зья и кол­ле­ги. В кон­цер­те так­же при­мет уча­стие Мос­ков­ский камер­ный оркестр «Musica Viva». 

Поли­на ХАРИТОНОВА,
Фото Зала Заря­дье @ Liliya Olkhovaya

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.