Новое прочтение сказки Гофмана показал Театр классического балета в «Кракатуке»

1017

Пре­мье­ра бале­та «Кра­ка­тук» Госу­дар­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го теат­ра клас­си­че­ско­го бале­та Ната­лии Касат­ки­ной и Вла­ди­ми­ра Васи­лё­ва состо­я­лась на Исто­ри­че­ской сцене Боль­шо­го теат­ра 11 янва­ря 2020 года. Спек­такль в поста­нов­ке Ната­лии Касат­ки­ной пред­став­ля­ет собой новую интер­пре­та­цию зна­ме­ни­той сказ­ки Э.Т.А. Гоф­ма­на «Щел­кун­чик и Мыши­ный король». «Кра­ка­тук» рас­кры­ва­ет тай­ну про­ис­хож­де­ния Щел­кун­чи­ка, его пре­вра­ще­ния в меха­ни­че­скую кук­лу и счаст­ли­во­го обре­те­ния чело­ве­че­ско­го облика.

В бале­те Ната­льи Касат­ки­ной тон­ко вза­и­мо­дей­ству­ют ска­зоч­ное и реаль­ное. Исто­рия про прин­цес­су Пир­ли­пат, прин­ца Щел­кун­чи­ка и коро­ле­ву Мышиль­ду, сочи­нен­ная часо­вых дел масте­ром Дрос­сель­мей­е­ром для крест­ни­цы Мари, впле­та­ет­ся в сны юной девуш­ки и полу­ча­ет про­дол­же­ние в ее жиз­ни. Меч­тая о люб­ви, Мари в сво­их гре­зах ста­но­вит­ся Пир­ли­пат, вооб­ра­жая пле­мян­ни­ка Дрос­сель­мей­е­ра прин­цем. Пре­одо­леть все коз­ни, кото­рые чинят Мышиль­да и ее армия, помо­га­ет вол­шеб­ный орех Кра­ка­тук и, конеч­но, магия часо­вых дел масте­ра, соеди­ня­ю­щая влюб­лен­ных. «Этот твер­дый орех дол­жен был раз­грызть и, зажму­рив­шись, под­не­сти прин­цес­се чело­век, нико­гда еще не брив­ший­ся и не носив­ший сапог. Затем юно­ше сле­до­ва­ло отсту­пить на семь шагов, не спо­ткнув­шись, и толь­ко тогда открыть гла­за», — эта цита­та из сказ­ки Гоф­ма­на слу­жит клю­чом ко все­му спектаклю.

Рас­ши­рен­ная исто­рия Щел­кун­чи­ка потре­бо­ва­ла от созда­те­лей бале­та суще­ствен­ных пере­мен и в тра­ди­ци­он­ном спис­ке глав­ных геро­ев, и в музы­ке, и в сце­но­гра­фии. Так, основ­ны­ми дей­ству­ю­щи­ми лица­ми бале­та, поми­мо Дрос­сель­мей­е­ра (Нико­лай Чевы­че­лов) и Мари (Ека­те­ри­на Бере­зи­на), ста­ли Мышиль­да (Ири­на Дови­дов­ская) и ее сын Кры­сик (Вита­лий Ела­гин). Щел­кун­чи­ков же в спек­так­ле вооб­ще несколь­ко: Принц-Щел­кун­чик — ребе­нок (Филипп Бабог­ло), Принц-Щел­кун­чик — под­ро­сток (Сер­гей Кузь­мин) и Принц-Щел­кун­чик — пле­мян­ник Дрос­сель­мей­е­ра (Алек­сей Орлов), что так­же обу­слов­ле­но сюже­том — погру­же­ни­ем Мари в дет­ские вос­по­ми­на­ния. При этом авто­ры спек­так­ля, пере­осмыс­лив тра­ди­ци­он­ный балет, не изме­ни­ли клас­си­че­ской хорео­гра­фии. Эффект­ные ансам­бле­вые тан­цы чере­ду­ют­ся с изыс­кан­ны­ми дуэ­та­ми, трио и соло. Такие сце­ны, как бит­ва Щел­кун­чи­ка с Кры­си­ком и финаль­ный дуэт Мари с Прин­цем, спо­соб­ны пода­рить насто­я­щее насла­жде­ние иску­шен­ным балетоманам.

Созда­вая музы­ку к спек­так­лю «Кра­ка­тук», ком­по­зи­тор Эду­ард Арте­мьев объ­еди­нил попу­ляр­ные номе­ра из бале­тов «Щел­кун­чик» и «Спя­щая кра­са­ви­ца» с тема­ми Пятой сим­фо­нии и Пер­во­го кон­цер­та П.И.Чайковского и допол­нил их ком­по­зи­ци­я­ми соб­ствен­но­го сочи­не­ния. Цель­ность музы­каль­но­го полот­на обес­пе­чи­ли совре­мен­ные аран­жи­ров­ки: Арте­мьев рас­цве­тил музы­ку рус­ско­го гения эст­рад­ны­ми рит­ма­ми, джа­зо­вы­ми гар­мо­ни­я­ми и вока­лом. Кро­ме того, мно­гие широ­ко извест­ные мело­дии полу­чи­ли новую смыс­ло­вую интер­пре­та­цию. Так Китай­ский и Испан­ский тан­цы из бале­та «Щел­кун­чик» ста­ли харак­те­ри­сти­кой мыши­ной армии, а зна­ме­ни­тый Танец феи Дра­же пре­вра­тил­ся в па-де-труа Мари с родителями.

Погру­зить зри­те­лей в мисти­че­скую атмо­сфе­ру гоф­ма­нов­ской сказ­ки помог­ли необыч­ные интер­ак­тив­ные деко­ра­ции, «отзы­ва­ю­щи­е­ся» на дви­же­ния арти­стов. Бла­го­да­ря изме­не­ни­ям све­та рису­нок на зана­ве­се на про­тя­же­нии спек­так­ля неод­но­крат­но пре­вра­щал­ся то в ело­вые вет­ви над ками­ном, то в ледя­ной узор на окне, сквозь кото­рый свер­ка­ют звез­ды, то в пау­ти­ну, оку­ты­ва­ю­щую мыши­ное царство.

Музы­каль­ное сопро­вож­де­ние на пре­мье­ре обес­пе­чи­ли Мос­ков­ский сим­фо­ни­че­ский оркестр «Новая клас­си­ка», уже в тече­ние мно­гих лет сотруд­ни­ча­ю­щий с Теат­ром клас­си­че­ско­го бале­та Ната­лии Касат­ки­ной и Вла­ди­ми­ра Васи­лё­ва, и вокаль­ный ансамбль «Вока­де­ми­ка». Поми­мо арти­стов труп­пы в спек­так­ле было задей­ство­ва­но мно­го детей, боль­шин­ство из кото­рых учат­ся в балет­ной сту­дии «АкТер».

Балет про­из­вел боль­шое впе­чат­ле­ние на пуб­ли­ку, кото­рая дол­го апло­ди­ро­ва­ла арти­стам, дири­же­ру-поста­нов­щи­ку Андрею Оги­ев­ско­му и худо­же­ствен­но­му руко­во­ди­те­лю теат­ра Ната­лии Касат­ки­ной, вышед­шим после спек­так­ля на сцену.

Фото Андрея СТЕПАНОВ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.