РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваПриоритет будущего

Приоритет будущего

3 апреля 2024 года в рамках международной выставки «Россия» на ВДНХ прошел форм «Корпоративный музей: приоритет будущего». Инициатором мероприятия выступили Национальная премия «Корпоративный музей», КП «ВДНХ», павильон «Атом» ГК «Росатом». Более 130 участников – руководители ведущих российских предприятий, эксперты музейного сообщества, специалисты по корпоративным коммуникациям – обсуждали задачи, которые стоят перед корпоративными музеями, и делились своим опытом их решения.

Корпоративный музей – не о прошлом, а для будущего

История российских музеев началась с корпоративного музея. Именно такой по своей сути была «Модель-камора», которую в 1709 году повелел создать Петр I. В «каморе» для нужд Адмиралтейства были собраны и сохранены корабельные модели, чертежи, инструменты – они стали образцами и пособиями для обучения судостроительному делу.

Профориентация, заложенная в миссию первого музея, всегда была приоритетной для промышленных собраний. Но сегодня, впервые в современной истории, эта задача ставится на общегосударственном уровне. Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию призвал активнее знакомить школьников с промышленными музеями, включить эту работу в один из важнейших национальных проектов страны – «Кадры».

Об этом напомнила, открывая дискуссию, директор Национальной премии «Корпоративный музей» Наталья Геннадиевна Нечаева. Тема профориентации определила обсуждаемые на форуме вопросы. Готовы ли сейчас музейные подразделения предприятий к работе в гораздо большем, чем раньше, объеме? Какие проблемы надо решить, чтобы обеспечить массовую подготовку профориентационных и образовательных программ? Как выстроить взаимодействие с образовательными учреждениями, предприятиями и органами власти в регионах в единую систему? Готовы ли предприятия привлекать дополнительные финансовые и профессиональные ресурсы для достижения общего результата?

Нетворкинг корпоративных музеев

Юридически закрепленного определения корпоративного музея пока нет. Но само понятие уже четко сформировано практикой их существования. Не важно, имеет ли музей собственный юридический статус и фонд исторических артефактов. Не важно даже, есть ли в его названии собственно слово «музей». Специфика корпоративного музея определяется его положением и задачами. Это подразделение организации, которое выполняет музейные функции по сохранению, изучению и популяризацию наследия прежде всего в интересах своей организации. И профориентация – та важнейшая для любого предприятия работа, которой изначально занимаются корпоративные музеи.

Ярким свидетельством приоритетности этого направления становится постоянно растущее число проектов в номинациях «Развитие кадрового потенциала» и «Лучший образовательный проект», представляемых на конкурс Национальной премии «Корпоративный музей». Чтобы работать еще эффективнее, корпоративным музеям нужно объединяться, делиться опытом, вырабатывать общие подходы. Всероссийской площадкой для профессионального нетворкинга уже более пяти лет являются конкурсные мероприятия. В этом году благодаря поддержке Иркутской нефтяной компании впервые пройдет региональный тур для музеев Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Региональная повестка неразрывно связана с профориентационной.

Точки рождения смыслов

О важности знакомства молодежи с промышленностью России говорил заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Илья Георгиевич Мельников. Музеи при предприятиях – точки притяжения, где молодежь может познакомиться с историей и действующими производствами, реальными инновационными продуктами. Корпоративные музеи играют ключевую роль в формировании позитивного образа человека труда. Эта задача поставлена вице-премьером российского правительства, министром промышленности Д.В. Мантуровым. И министерство готово оказывать музеям поддержку. Как отметил Илья Мельников, его главная цель участия в форуме – услышать, какие есть запросы со стороны корпоративных музеев. Один из таких запросов был озвучен в ходе дискуссии.

Сейчас для решения своих вопросов в области профориентации корпоративные музеи вынуждены ориентироваться на требования различных министерств и государственных структур. Для консультаций и выработки общих рекомендаций участники форума предложили создать координационную группу. Это предложение было поддержано. «Готов выступить единым окном для вопросов и пожеланий» – так Илья Мельников подытожил тему.

В сотрудничестве с корпоративными музеями заинтересован и Фонд гуманитарных проектов – оператор Всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее». Об этом рассказала представитель Фонда Ольга … В программы проекта уже включено более 4,5 миллионов школьников 6–11 классов. На глазах участников дискуссии наметилось новое направление развития профориентационной работы на федеральном уровне. И в этом несомненная важность и ценность форума – быть площадкой, где рождаются новые смыслы и проекты.

Новые проекты, несомненно, будут основываться на уже накопленном опыте лучших корпоративных музеев страны. Об успешных проектах рассказывали и руководители непосредственно музеев, и руководители компаний.

Выйти за пределы

Музей железных дорог России второй год подряд занимает высшую строчку в национальном рейтинге корпоративных музеев. Это самый большой из более чем 180 музеев РЖД, которые есть во всех подразделениях компании. Несмотря на колоссальное число посетителей экспозиции в Санкт-Петербурге – их уже почти 2 миллиона – музей расширяет свою аудиторию за счет разработки цифровых приложений, которые выполняют в том числе и профориентационную работу. О перспективах цифрового представительства музея для популяризации железных дорог рассказал начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максим Михайлович Лунёв. Он предложил корпоративным музеям искать темы для сотрудничества и разработки новых совместных проектов. В этом музей видит для себя возможности дальнейшего развития.

Основным ресурсом расширения аудитории именно для профориентационных задач, конечно, являются школьники. Они всегда составляют значительную часть экскурсантов корпоративных музеев. Так, среди посетителей музея Иркутской нефтяной компании их почти половина. По словам заместителя генерального директора по информполитике и коммуникации АО «ИНК-Капитал» Сергея Николаевича Евчика, это связано с нарастающим дефицитом кадров. И если раньше HR-подразделение компании работало в основном со студентами, потом со старшеклассниками, то сейчас в фокусе внимания средняя школа. К решению профориентационных задач музей подходит через образовательные проекты в целом. Потому что образование – необходимое условие развития территорий, а миссия компании создавать достойную среду для людей, которые живут в регионе здесь и сейчас. Музей вместе с психологами и методистами разработал образовательные программы для разного возраста – с 4-го по 7-ый класс. И делится со своими наработками со всеми учителями страны. Отдельное направление – создание передвижных выставок, которые можно развернуть практически в любом помещении, будь то школьный холл или зал сельского клуба. И это тоже способ выйти за пределы стен корпоративного музея.

Семейное дело

Но как бы ни старался музей заинтересовать своим предприятием школьника, огромное влияние на его выбор будущей профессии оказывают родители. Поэтому корпоративные музеи все чаще начинают работать с семейной аудиторией. Именно на этом направлении сфокусирован проект «Музейный город», который объединяет 26 музейных площадок ВДНХ. Ядром объединения стали корпоративные музеи, включая павильон «Нефть», Музей городского хозяйства, Центр «Космонавтика и авиация» и другие. О семейном путеводителе по музейному городу рассказала заместитель генерального директора КП «ВДНХ» Елена Ивановна Жук. «Музейный город» активно сотрудничает с департаментом образования города Москвы и городским методическим центром. Сегодняшняя система образования уже содержит в себе профориентационные вертикали, начиная со средних классов, и семейные путеводители поддерживает этот тренд. Сейчас разработаны три маршрута. Каждый ориентирован на посещение нескольких площадок по одному из профилей – наука, креативная и гуманитарная сферы. Путеводители заточены на то, чтобы выявить склонность ребенка к той или иной дисциплине. Они помогают родителям и детям нащупать не только сферу талантов и знаний ребенка, но и сферу его интересов. Того, к чему лежит его душа.

Атомы Вселенной

Выбор может быть непростым, ведь современная индустрия предлагает множество специализаций. И часто ни школьники, ни их родители даже не подозревают о тех возможностях профессиональной самореализации, которые предлагают крупнейшие корпорации страны – например, ГК «Росатом». Павильон «Атом», который открылся в прошлом году, – это огромное многофункциональное пространство. Он не позиционирует себя как музей, хотя занимается в том числе и музейной деятельностью. В отличие от многих музеев, давно существующих в городах присутствия госкорпорации и ориентированных в основном на историю, павильон «Атом» был создан как площадка в первую очередь для популяризации довольно закрытой отрасли. Место, где можно показать и рассказать, что такое атомная энергетика, насколько она важна для развития страны и человечества в целом, чем, кроме собственно атомных станций, занимается «Росатом». Главная задача насыщенной и яркой экспозиции – заинтересовать посетителей темой с тем, чтобы кто-то из них в будущем стал сотрудником корпорации. Рассказывая о задачах павильона, советник генерального директора фонда «Атом» Екатерина Александровна Мочалина обратила особое внимание, что в названии павильона нет указания на собственно госкорпорацию. Как и Музей железных дорог России, павильон «Нефть» и многие другие корпоративные площадки подходят к рассказу о своей отрасли максимально широко – как к целой вселенной. И тем самым помимо решения собственно профориентационных задач выполняют просветительскую миссию. Такой результат достижим, конечно, только в том случае, когда популяризаторская деятельность музейных и выставочных пространств поддержана руководством компании.

Поддержка руководства

Без прямой поддержки руководителей компании не могла бы состояться мастшабная реконструкция Музей ГАЗ в Нижнем Новгороде. О втором рождении заводского музея рассказала руководитель социальной политики Группы ГАЗ Татьяна Николаевна Эндеко. Итогом пяти лет споров, поисков, сложнейшей реконструкции стало появление в городе большого интерактивно-образовательного центра.

Авторы концепции изначально сфокусировались на том, чтобы в рамках музея отдельно создать профориентирующую образовательную площадку для школьников, включая младшеклассников. Ей отдали целый этаж, и это самая инновационная часть экспозиции. Здесь школьники могут познакомиться с основными профессиями автомобильной отрасли. Могут поучаствовать в квизах, «поработать на конвейере», собрать автомобиль из узлов на время и потом его испытать на таком виртуальном испытательном центре. Надеть VR-очки и проехаться на погрузчике по заводу или на автомобиле по городу. Особенно музей гордится небольшим проектом, который называется «Образовательная среда».

Это цикл встреч с руководителями и сотрудниками компании, которые рассказывают о своем пути к профессиональному успеху. Для музея важно не только сохранять прошлое, но и формировать будущее. И это невозможно без развития мест присутствия предприятий. Поэтому музей вовлекает в свою орбиту пространство Соцгорода – комплекса памятников советского конструктивизма, построенного в прошлом веке для сотрудников завода. Создатели новой экспозиции стремятся, чтобы все школьники района знали: место, где они живут, уникальное, а рядом – уникальное производство, которое дает все возможности. В работе по формированию единого образовательного и производственно-туристического кластера музей рассчитывает на поддержку Минпромторга, Минтуризма, других ведомств, а также местного сообщества.

Музеи – важнейший инструмент формирования корпоративной культуры компании. Именно так считает руководство ПАО «Газпром». Это единственный холдинг, включивший в свой ежегодный корпоративный конкурс служб по связям с общественностью и СМИ, дочерних обществ и организаций, номинацию «Лучший музейный проект».

Как рассказал начальник отдела департамента ПАО «Газпром» Иван Викторович Агарков, в группе компаний сейчас порядка 50 музеев. Большинство из них структурно являются частью службы по связям с общественностью. И, соответственно, PR-службы могут использовать свои ресурсы, опыт, инструменты для того, чтобы помогать продвигать деятельность музеев. Ежегодно компания проводит семинары, где собираются представители музеев, общаются, обмениваются опытом, рассказывают о своих удачных наработках. В том числе и тех, что касается профориентации. Здесь работа музеев тесно связана с другими структурными подразделениями, прежде всего департаментом кадровой политики, а также со школами и вузами-партнерами.

Люди – главный капитал любой успешной компании. И к воспитанию будущих кадров музеи ПАО «Газпром» активно привлекают ветеранов – тех, кто начинал свою работу в компании в 1960-70-е годы. У многих из них дети и внуки тоже посвятили себя газовой отрасли, и музеи стремятся сохранять связь поколений. Ветераны, уходя на заслуженный отдых, не прерывают свою связь с предприятием. Они готовы проводить лекции в музеях, ходить на встречи с учениками школ, и такое живое общение не менее важно, чем цифровизация.

Приглашение в корпорацию

Живое общение и связь поколений – то, на чем построен «Музей Динамо». И даже само место, на котором расположено его здание, – это бывшая «трепаловка». Здесь болельщики собирались после матчей, чтобы обсудить результаты. На первый взгляд может показаться, что тема профориентации для музея спортивного общества непрофильная. Но выступление вице-президента банка ВТБ, коммерческого директора ООО ВТБ Арена, генерального директора АНО Выставочный центр «Музей Динамо» Натальи Александровны Малиновой по-новому подсветило тему. Музей создавался для людей абсолютно любого возраста. Авторы экспозиции поставили перед собой цель так, чтобы каждый посетитель, даже если до этого он ничего не слышал об обществе, выходил из музея с ощущением, что он завтра захочет стать членом «Динамо».

И особенно много музей работает с детьми и молодежью. Завершающая часть экспозиции рассказывает о том, как стать «динамовцем». Там представлены все спортивные секции под брендом общества. Каждый желающий ребенок получает карточку с QR-кодом, который ведет на страницу с информацией обо всех динамовских школах и секциях. Сервис имеет прекрасные отзывы, например, на Яндексе и с соцсетях. А в сами секции огромный конкурс из желающих. Не важно, станут ли дети профессиональными спортсменами, они в любом случае станут частью спортивного общества, а значит – музей приглашает в свою корпорацию, формирует ее будущее. Быть может, кто-то из нынешних школьников, побывавших в музее, когда-то зажжет олимпийский огонь.

«Музей должен не хранить пепел, а зажигать огонь» – фраза, произнесенная одним из участников дискуссии, лучше всего говорит о важности темы форума. Именно будущее – приоритет корпоративных музеев.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru