Семь фильмов и семь сериалов о Великой Отечественной войне

180

В 2020 году в мире отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Подвиги героев, тяжелые сражения, трагические утраты и фронтовой быт по-прежнему вдохновляют кинематографистов. Главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева рассказывает о семи фильмах, а главный редактор «АртМосковии» Ольга Неснова о семи сериалах, посвященных Великой Отечественной войне – трагедии мирового масштаба, которые были сняты в самых разных стилистиках и жанрах в СССР и в современной России.

Иваново детство (1962)

Экранизация пронзительной повести писателя-фронтовика Владимира Богомолова «Иван» принесла Андрею Тарковскому «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и международное признание. 12-летний Иван Бондарев, у которого фашисты украли детство, расстреляв его семью, становится разведчиком. Его отряд попадает в окружение, солдаты помогают подростку спастись, после чего он попадает в интернат, но вскоре бежит на фронт, одержимый жаждой мести не только за убийство своих родных, но и за всех других жертв нацистов.

Сценарист Михаил Папава изначально изменил сюжет повести, добавив счастливый конец. Автор книги Богомолов вмешался в производство фильма, указав на то, что все юные разведчики погибли. В финале картины старший лейтенант Гальцев находит документ, который свидетельствует о том, что Ваня был пойман немцами и повешен.

Это был первый полнометражный фильм Тарковского, и режиссер не раз критиковал его за то, что сделал там все «чересчур, без чувства меры». Тарковский анализировал состоянии ребенка, попавшего в пекло войны, передавал события через его восприятие и становление характера. Кадры наполнены глубоким «живописным» символизмом, который передает зрителю ужасы войны – например, дальний план Ивана, снятый изнутри разрушенной избы, торчащие балки которой, словно копья, направлены в сторону юного разведчика.

Обыкновенный фашизм (1965)

Вершина советской документалистики в исполнении выдающегося советского режиссера игрового кино Михаила Ромма, которому удалось снимать классические фильмы до и после Великой Отечественной. Ромм собрал уникальный материал – архивы министерства пропаганды Третьего Рейха, личный архив Гитлера, любительские фото немецких офицеров, кинохроника 30-40 годов. Из этих, как сказали бы сейчас, «больших данных» режиссер создал двухсерийное полотно с рассказом о зарождении идеологии нацизма и ее чудовищном воплощении в гитлеровской Германии с многочисленными военными преступлениями.

Несмотря на весь антифашистский пафос картины, советские цензоры усмотрели в ней параллели между государственными политическими системами Рейха и СССР. Ромма вызвали на неприятный разговор, после чего фильм несколько лет пролежал на полке, прежде выйти на большой экран.

Крепкий орешек (1967)

Одна из немногих советских кинокомедий на тему войны с «Чаплиным в юбке» Надеждой Румянцевой в главной роли. Забавные приключения сержанта Раисы Орешкиной (отсюда название) и ее командира Ивана Грозных в исполнении «Доктора Ватсона» Виталия Соломина в тылу у немцев могут составить конкуренцию похождениям чешского солдата Швейка и американского мистера Питкина – так же искрометно и красиво они одурачивают нацистов, одновременно совершая воинские подвиги.

На тот момент Надежда Румянцева уже смогла заработать себе статус звезды экрана, благодаря ролям в «Девчатах» и «Королеве бензоколонки», поэтому не задумываясь приняла новый творческий вызов, который требовал от нее сыграть смешную роль в фильме на совершенно несмешную тему немецкой оккупации.

Авторы картины не обошли вниманием излюбленный комедийный ход 60-х годов – шутки с переодеванием: низкорослая Орешкина принимает образ мальчишки-подростка, а командир маскируется под бабушку с помощью длинных одежд и черного платка.

Проверка на дорогах (1971)

Первый в советском кино военный фильм, главным персонажем которого стал изменник Родины. Алексей Герман-старший решил экранизировать повесть «Операция «С Новым годом!» своего отца Юрия Германа (первоначально фильм снимался под таким названием). Военная драма основана на реальном подвиге Александра Ивановича Лазарева, военнопленного, которому удалось бежать к советским партизанам. Благодаря ему, партизанский отряд ликвидировал гитлеровскую диверсионную школу «Предприятие Цеппелин». Сам Александр Иванович погиб в бою, а память о нем была увековечена на мемориальной доске только в 2016 году.

В «Проверке на дорогах» Лазарев, блестяще исполненный актером Владимиром Заманским (ветераном войны, который жив и поныне), сдается в плен партизанам, чтобы кровью искупить измену. Бойцы долгое время не доверяют ему и готовы выстрелить в спину, если во время операции в тылу немцев что-то пойдет не так. Алексею Герману удался уникальный синтез боевика и морально-этической драмы. Партизаны считают Лазарева врагом, но нуждаются в нем для успешного выполнения диверсионной операции, а сам бывший полицай готов погибнуть ради того, чтобы защитить свою честь. В этом состоит главный конфликт картины, который, к сожалению, показался советским цензорам надуманным.

Утомленные солнцем-2 (2010, 2011)

Герои пронзительной драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», посвященной довоенным репрессиям и получившей «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке, вернулись почти полтора десятилетия спустя, чтобы в притчевой, сказочной, былинной, если хотите, форме показать всю парадоксальность и даже абсурдность войны, ее метафизику. Первая часть сиквела – «Предстояния» – была принята неоднозначно, хотя во многом перекликалась с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино. Однако даже те, кто не понял посыл режиссера, изменили свое мнение, когда вышла завершающая часть «Цитадель». И конечно, 13-серийная телеверсия саги.

Безусловно, в центре сюжета остались выживший комдив Котов в исполнении самого Никиты Михалкова, его дочь Надя, жена Маруся и другие герои оригинальной драмы. Но через призму их судеб, исковерканных мировой и личной трагедией, показано, как причудлива, подчас нелепа может быть война. И, конечно, насколько она противоестественна природе. Персонажи, люди как таковые, отходят тут на второй план, а на первом оказываются, например, глубоководная бомба, с которой разговаривает Надя, паучок, попавший на дуло пулемета, комар, отвернувший от смерти бойца. Именно они в какой-то момент превращаются в перст судьбы, заставляют задуматься о высшем промысле.

Война Анны (2018)

Еще один образец авторского кино о восприятии войны ребенком. Маленькая героиня военной драмы Алексея Федорченко наблюдает за военными действиями, но не участвует в них. Еврейская девочка Аня чудом выжила во время массового расстрела в украинском поселке – мама закрыла ее своим телом.

Девочка прячется в камине в школе, превращенной в немецкую комендатуру, и пытается выжить. Несмотря на молчаливость и замкнутость главной героини, в фильме можно услышать разные языки войны – украинский, русский, немецкий, французский, венгерский. Беспрецедентный случай – картина собрала все самые престижные кинонограды в стране.

Т-34 (2018)

Драма, комедия, мелодрама, комикс… Список был бы неполным без этой попытки рассказать о той чудовищной войне языком, который лучше других понимают сегодняшние подростки.
«Т-34» Алексея Сидорова – не просто боевик, это высокотехнологичный экшен, исполненный в лучших традициях компьютерных игр, танковых шутеров типа World of Tanks, по которым сходит с ума весь мир.

История лейтенанта Ивушкина в исполнении самого востребованного сейчас российского актера Александра Петрова – это невероятно лихой и динамичный в сценах сражений и погонь фильм, рассказ о преодолении, о характере, о любви. Картина сразу полюбилась зрителям: она в списке самых кассовых в истории страны, а российские киноакадемики отметили призом «Золотой орел»» режиссера, сценариста и авторов визуальных эффектов.

Семнадцать мгновений весны (1973)

Самый известный советский сериал режиссера Татьяны Лианозовой снятый по мотивам произведении Юлиана Семенова о знаменитом разведчике Штирлице, который был одним из немногих, кому удавалось в течение довольно долгого времени водить за нос правительство Третьего Рейха.

Исаев – такую фамилию он носил до того, как стал Штирлицем – был обычным гражданином Советского Союза до того, как началась Великая отечественная война.

В военные времена он, как все сознательные граждане, отправился нести службу, но не на фронт, не под пули. Благодаря своему исключительному уму он получил честь быть разведчиком.

Отличное знание немецкого и изобретательность помогли ему с блеском выполнять задания Советского правительства и не быть разоблаченным.

Щит и меч (1968)

Действие сериала, состоящего из 4 эпизодов, происходит в период ВОВ. Снят он по роману писателя В. Кожевникова. Главный герой – разведчик Советского Союза. Товарищ Белов отправляется во вражескую Германию под вымышленным именем в 1940 году. Теперь его зовут Йоганн Вайс. Примерно через четыре года, после успешной службы в немецкой военной разведке и контрразведке, он становится гауптманом. Вайса переводят в столицу, теперь он служит в СС и становится офицером для особых поручений. А это дает ему доступ к засекреченным, конфиденциальным данным.

Диверсант (2004)

«Диверсант» — российский телесериал 2004 года, снятый по одноимённому роману Анатолия Азольского, является приквелом сериалов «Диверсант. Конец войны» (2007) и «Диверсант. Крым» (2020). Премьера состоялась 6 сентября 2004 года в 22:30 на Первом канале. Заключительная серия вышла в эфир 9 сентября 2004 года.

1942 год. Молодые выпускники разведшколы, 16-летний Лёня Филатов и 20-летний Алексей Бобриков, направляются в расположение части на попутном грузовике. Оба молоды и полны жизни. Мечтают о победе и о том, что закончат войну полковниками. Но вдруг — вражеский обстрел. В результате перестрелки с немцами в живых остаются Лёня Филатов и сержант-попутчик Алёша. Сержант просит Филатова отдать ему красноармейскую книжку и все документы погибшего Бобрикова, чтобы «его имя продолжало бить фашистов». Потрясённый смертью товарища, Лёня не в состоянии понять, насколько странно звучит эта просьба, и чем его собственное согласие может обернуться впоследствии.

Гетеры майора Соколова (2014)

«Гетеры майора Соколова» — российская восьмисерийная остросюжетная военная драма режиссёра Бахтиёра Худойназарова. Главную роль в картине исполнил Андрей Панин. Это последняя работа в творческой биографии актёра[1]: он ушёл из жизни, не успев закончить роль. Однако создатели сериала решили доснять картину до конца и посвятили её памяти актёра.

Сентябрь 1939 года. Начало Второй Мировой войны. В Крым приезжает майор Разведуправления РККА Соколов. Его главная цель — выявить агентурную сеть террористической антисоветской организации «Русский общевоинский союз». Руководит контрразведкой РОВС штабс-капитан Семёнов, псевдоним Крест. Крест и Соколов — давние враги. Российские офицеры, в 1917 году они оказались по разные стороны баррикад. Они прекрасно знают друг друга в лицо, хотели бы и не один раз могли бы убить друг друга, но каждому из них нужна гибель системы, которую представляет противник. Оба — азартные игроки — они начинают сложную партию, в которой шансы на победу почти равны. Каждый из них готов жертвовать любыми фигурами, включая себя, ведь на кону — Родина. Одна. Но для каждого своя…

Зная слабость своего противника к женскому полу, майор Соколов создаёт в Крыму опергруппу из молодых девушек, которые смогли бы обезвредить опасного шпиона. На тренировочной базе девушек обучают искусству рукопашного боя, владению огнестрельным оружием, тонкостям психологии, приёмам и мастерству соблазнения. Поэтому подопечных Соколова будут называть гетерами… В конце фильма рассказывается о жизни майора Соколова и капитана Рязанцева (текст читает Сергей Гармаш) «Соколов был моим другом, познакомились мы в 15; вместе служили у генерала Корнилова, потом революция, Гражданская… нас разбросало: он в Москве, я здесь, в Крыму. С тех пор не раз Андрей неожиданно появлялся в моей жизни и так же неожиданно исчезал… появлялся и исчезал».

Штрафбат (2004)

«Штрафбат» — российский телесериал кинокомпании «МакДос» 2004 года. Снят по одноимённому роману Эдуарда Володарского режиссёром Николаем Досталем.

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах Великой Отечественной войны.

Ночные ласточки (2013)

В самые драматические времена нашей истории, в трагические годы Великой Отечественной войны более полумиллиона женщин встали плечом к плечу с мужчинами на защиту своей Родины. Женщины служили в армии в самых разных войсках, в том числе и в авиационных — в качестве летчиц, стрелков и штурманов.

Представительницы прекрасного пола служили как с мужчинами, так и в особых, чисто женских авиационных подразделениях.

Немало пришлось вынести им на своих хрупких плечах, и многим удалось войти в историю благодаря своему мужеству и самоотверженности. Российский сериал режиссера Михаила Кабанова «Ночные ласточки» рассказывает о том, как были созданы женские авиаполки, и о тех смелых летчицах, которые вписали свои имена в скрижали истории.

Я вернусь (2008)

Сериал «Я вернусь» рассказывает о событиях начала Великой Отечественной войны. Главную героиню, восемнадцатилетнюю девушку Мусю немцы угоняют в Германию, и только счастливая случайность позволяет ей остаться в живых. Муся очень хочет жить, особенно сейчас, когда появился Митя, ее первая любовь. Но всякой войне когда-то приходит конец. И, вернувшись, Муся узнает, что её возлюбленного Митю все считают дезертиром, а сам он вынужден скрываться под чужим именем. И именно своей чистой и беззаветной любовью девушке удается помочь Мите вновь обрести веру в себя и добиться справедливости.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.