Шелковый путь из Петербурга в Москву

596

В Москве, в рам­ках Пято­го фести­ва­ля музы­каль­ных теат­ров «Видеть музы­ку» (про­во­ди­мо­го при под­держ­ке Мини­стер­ства куль­ту­ры и Фон­да пре­зи­дент­ских гран­тов) был пока­за мюзикл «Шелк» Санкт-Петер­бург­ско­го теат­ра «Мюзик-холл». Мюзикл постав­лен режис­сё­ром Львом Рах­ли­ным, хоро­шо извест­ным на теат­раль­ной сцене Санкт-Петер­бур­га. За его пле­ча­ми более 20 спек­так­лей. Музы­ку к этой поста­нов­ке напи­сал ком­по­зи­тор Иван Кушнир. ⠀

Исто­рия люб­ви по рома­ну Алес­сан­дро Барик­ко соеди­ня­ет в себе два про­ти­во­по­лож­ных мира — изыс­кан­ную Фран­цию и зага­доч­ную Япо­нию. По сюже­ту Эрве Жон­кур из малень­ко­го фран­цуз­ско­го город­ка зани­ма­ет­ся раз­ве­де­ни­ем туто­во­го шел­ко­пря­да и едет за новы­ми личин­ка­ми в Япо­нию. Экзо­ти­ка стра­ны вос­хо­дя­ще­го солн­ца пле­ня­ет Эрве, он влюб­ля­ет­ся в таин­ствен­ную гей­шу, хотя дома оста­лась вер­ная жена Элен. Теперь каж­дую осень он будет уез­жать в даль­нюю экс­пе­ди­цию на восток за новы­ми личин­ка­ми, а на самом деле искать таин­ствен­ную незнакомку. ⠀

Испол­ни­те­ли глав­ных пар­тий (Сер­гей Коро­вин – Эрве, Кон­стан­тин Кита­нин – Баль­даб­ью, Нико­лай Сол­дат­кин – Вер­ден, Лина Нова – мадам Вер­ден, Дарья Кожи­на – мадам Бланш) мастер­ски вла­де­ют и вокаль­ной, и хорео­гра­фи­че­ской куль­ту­рой, что крайне важ­но для син­те­ти­че­ско­го жан­ра мюзик­ла. Пожа­луй, все участ­ни­ки спек­так­ля явля­ют собой необ­хо­ди­мый тип уни­вер­саль­но­го арти­ста, уме­ю­ще­го оди­на­ко­во мастер­ски и вла­деть голо­сом, и дви­гать­ся на сцене, и актёр­ство­вать. Оле­ся Мата­ко­ва оди­на­ко­во орга­нич­на еще и в поляр­но про­ти­во­по­лож­ных ипо­ста­сях: в роли пре­дан­ной жены Элен и в обра­зе таин­ствен­ной япон­ской незна­ком­ки. Артист­ке пре­крас­но уда­ёт­ся пере­во­пло­тить­ся из доб­ро­по­ря­доч­ной фран­цу­жен­ки, стра­да­ю­щей вда­ли от мужа, в зага­доч­ную гей­шу в про­во­ка­ци­он­ном алом кимоно. ⠀

Деко­ра­ции спек­так­ля в нача­ле по-совре­мен­но­му аске­тич­ны, в пер­вом дей­ствии сце­на кажет­ся даже несколь­ко полу­пу­стой. Но всё меня­ет­ся, когда Эрве ока­зы­ва­ет­ся в Япо­нии. И этот, «япон­ский», акт вели­ко­ле­пен, поста­нов­щи­кам режис­сё­ру Льву Рах­ли­ну и худож­ни­ку Вяче­сла­ву Оку­не­ву с тон­ким вку­сом и мерой уда­лось создать кар­на­валь­ный, пол­ный блес­ка и нере­аль­но­сти, мир, не впа­дая при этом в китч и без­вку­си­цу. Пере­ли­ва­ю­щи­е­ся все­ми цве­та­ми, коло­рит­ные видео про­ек­ции (видео­ре­жис­сёр Вик­то­рия Злот­ни­ко­ва) оку­ты­ва­ют сце­ну таин­ствен­ной маги­ей Азии. И этот вол­ну­ю­щий мир гейш пле­ня­ет не толь­ко Эрве, но и абсо­лют­но всех зри­те­лей в зале. Впе­чат­ля­ют эффект­ные наря­ды (худож­ник по костю­мам София Мат­ве­е­ва) в сти­ли­зо­ван­ных под япон­ский фольк­лор тан­це­валь­ных сце­нах. Кра­соч­ные кимо­но, лег­кие пла­тья, паря­щие под музы­ку плат­ки из орган­зы и шёл­ка, — всё это ази­ат­ское свое­об­ра­зие, дав­шее назва­ние мюзик­лу, пере­ли­ва­ет­ся в бога­той и яркой све­то­вой палит­ре (худож­ник по све­ту Ири­на Вторникова).

На высо­те музы­каль­ная сто­ро­на: музы­каль­но­го руко­во­ди­те­ля поста­нов­ки Фабио Мастран­же­ло, думаю, впра­ве счи­тать таким же авто­ром спек­так­ля, как и созда­те­ля музы­ки Ива­на Куш­ни­ра и либ­рет­ти­ста Льва Рах­ли­на. Полу­чил­ся насто­я­щий бро­д­вей­ский мюзикл, по-запад­но­му стиль­ный, но создан­ный в одной из самых восточ­ных куль­тур­ных сто­лиц Евро­пы и рас­ска­зы­ва­ю­щий про несо­по­ста­ви­мость Запа­да и тако­го далё­ко­го ази­ат­ско­го Восто­ка. Как и пола­га­ет­ся мюзик­лу, здесь есть не толь­ко оркест­ро­во-вокаль­ная состав­ля­ю­щая, но и боль­шие, раз­но­об­раз­ные тан­це­валь­ные фраг­мен­ты, даже акро­ба­ти­че­ские интер­ме­дии, с гим­на­ста­ми в соблаз­ни­тель­ных три­ко. Но, воз­мож­но, самым зре­лищ­ным и слож­ным стал танец шел­ко­пря­дов, в кото­ром арти­сты спле­та­ли при­хот­ли­вую нить тан­це­валь­но­го рисун­ка подоб­но тку­щим кокон гусе­ни­цам шелкопряда. 

Спек­так­ли музы­каль­но­го теат­ра «Мюзик-холл» неда­ром очень попу­ляр­ны у петер­бурж­цев. Каж­дый из них – запо­ми­на­ю­щий­ся празд­ник. И в увле­ка­тель­ном мюзик­ле «Шелк» соеди­ни­лись фран­цуз­ская изыс­кан­ность и япон­ская таин­ствен­ность, чув­ство дол­га и отча­я­ние, поиск сча­стья и пого­ня за пре­крас­ной меч­той. Най­дет ли свое сча­стье Эрве и чем закон­чит­ся его необыч­ное путе­ше­ствие — интри­га в спек­так­ле дер­жа­ла и не остав­ля­ла вни­ма­ние до последнего. ⠀

Мар­га­ри­та ПЕРЕДЕРИЙ,
Фото предо­став­ле­ны Орг­ко­ми­те­тов фести­ва­ля «Видеть музыку»

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.