Судьба и Родина едины!

645

В дол­го­пруд­нен­ском теат­ре «Город» про­шел цикл меро­при­я­тий, посвя­щен­ных памя­ти рус­ско­го Импе­ра­то­ра Нико­лая II

На 2018 год при­хо­дит­ся зна­ме­на­тель­ный юби­лей: 150 лет назад – 19 мая 1868 года – родил­ся один из самых почи­та­е­мых рус­ских свя­тых и госу­дар­ствен­ный дея­тель, с име­нем кото­ро­го свя­за­на целая эпо­ха в исто­рии Рос­сии и все­го мира, – послед­ний Импе­ра­тор Рос­сий­ской империи

Нико­лай II. В память о нем и семье Рома­но­вых в дол­го­пруд­нен­ском теат­ре «Город» про­шел ряд меро­при­я­тий, направ­лен­ных на зна­ком­ство горо­жан с одним из самых зна­чи­тель­ных и инте­рес­ных фраг­мен­тов нашей истории.

Стра­ни­цы памяти

В день рож­де­ния Нико­лая II – 19 мая – в фойе теат­ра «Город» откры­лась выстав­ка, посвя­щен­ная Дому Рома­но­вых. Все жела­ю­щие озна­ко­ми­лись с исто­ри­че­ски­ми доку­мен­та­ми, фото­ма­те­ри­а­ла­ми, копи­я­ми ори­ги­наль­ных источ­ни­ков, име­ю­щи­ми непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к жиз­ни цар­ской семьи и ее сви­ты. В тече­ние дня здесь же пока­зы­ва­ли доку­мен­таль­ные филь­мы об исто­рии Рома­но­вых и роко­вом дне рас­стре­ла семьи импе­ра­то­ра в Ека­те­рин­бур­ге. Так­же гостям был пред­став­лен обзор меро­при­я­тий, посвя­щен­ных памя­ти Нико­лая II, кото­рые про­хо­дят в эти дни на тер­ри­то­рии Рос­сии – от Бла­го­ве­щен­ска до Кали­нин­гра­да. Осо­бый инте­рес, вызва­ли, конеч­но же, меро­при­я­тия, про­хо­дя­щие в Москве. Дол­го­пруд­нен­цы смог­ли узнать и фак­ты из био­гра­фии Нико­лая II и его семьи, кото­рые в пере­ры­вах меж­ду раз­вле­ка­тель­ны­ми и доку­мен­таль­ны­ми бло­ка­ми зачи­ты­ва­ли арти­сты теат­ра «Город». Так­же в этот зна­ме­на­тель­ный день театр посе­ти­ла кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та миро­вой лите­ра­ту­ры РАН, сек­ре­тарь обще­ства рус­ско-серб­ской друж­бы Еле­на Оси­по­ва, кото­рая под­го­то­ви­ла инте­рес­ней­ший рас­сказ о почи­та­нии госу­да­ря Нико­лая II на серб­ской зем­ле. Доку­мен­таль­ные выступ­ле­ния и филь­мы чере­до­ва­лись с твор­че­ски­ми бло­ка­ми, под­го­тов­лен­ны­ми арти­ста­ми «Горо­да». Одним из ярких штри­хов памят­но­го дня стал флэш-моб «Что тебе ска­зал Нико­лай II» — юные дол­го­пруд­нен­цы мог­ли выбрать запис­ку с цита­той Государя.

– Вре­мя цар­ство­ва­ние Нико­лая II, без­услов­но, нель­зя недо­оце­ни­вать с точ­ки зре­ния раз­ви­тия стра­ны, – счи­та­ет дирек­тор теат­ра «Город» Жан­не­та Арутю­нян. – Мы поста­ра­лись как мож­но мень­ше упо­ми­нать о поли­ти­ке, акцен­ти­ро­вав вни­ма­ние зри­те­лей на заслу­гах Импе­ра­то­ра, кото­рые нель­зя отри­цать. Напри­мер, то, что при цар­ство­ва­нии Нико­лая II зна­чи­тель­но повы­си­лась демо­гра­фия, школь­ное обра­зо­ва­ние ста­ло носить обя­за­тель­ный харак­тер, то, что в этот пери­од рос­сий­ская армия была самой мно­го­чис­лен­ной в мире – эти дости­же­ния несомненны.

Смерть за Отечество

Боль­шую роль в орга­ни­за­ции дня памя­ти Импе­ра­то­ра при­ня­ли пред­ста­ви­те­ли Дол­го­пруд­нен­ско­го Бла­го­чи­ния, при­няв­шие уча­стие в тема­ти­че­ской кото­рая про­шла в этот день на сцене теат­ра «Город». Перед зри­те­ля­ми высту­пил свя­щен­ник Вяче­слав Оси­пов, кли­рик Хра­ма пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Он рас­ска­зал об эпо­хе цар­ство­ва­ния Нико­лая II, а так­же о бла­го­тво­ри­тель­ных тра­ди­ци­ях, суще­ство­вав­ших в семье Романовых.

Надо отме­тить осо­бый инте­рес у пред­ста­ви­те­лей рус­ской церк­ви к импе­ра­то­ру. Имен­но он во вре­ме­на сво­е­го прав­ле­ния дал церк­ви мно­гие из пол­но­мо­чий, кото­рые сохра­ни­лись и по сей день. Во вре­мя его прав­ле­ния были созда­ны кон­крет­ные пред­по­сыл­ки для твор­че­ско­го раз­ви­тия самых раз­но­об­раз­ных аспек­тов цер­ков­ной жиз­ни и вос­ста­нов­ле­ния в Церк­ви кано­нич­но­го выс­ше­го цер­ков­но­го управ­ле­ния. За годы прав­ле­ния послед­не­го Госу­да­ря в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви кано­ни­за­ций свя­тых было про­ве­де­но боль­ше, чем за весь пред­ше­ство­вав­ший двух­ве­ко­вой сино­даль­ный пери­од. При этом сами чле­ны Цар­ской семьи в отли­чие от мно­гих сво­их совре­мен­ни­ков стре­ми­лись осу­ществ­лять свою рели­ги­оз­ную жизнь в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­я­ми пра­во­слав­но­го благочестия.

Обык­но­вен­ные святые

В 2000 году импе­ра­тор и его семья, погиб­шие в 1918 году, были при­чис­ле­ны к лику свя­то­сти «стра­сто­терп­цы» Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та и в насто­я­щее вре­мя почи­та­ют­ся как «цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы». Стра­сто­терп­цы — это люди, кото­рых уби­ли без вины, а они к сво­им гони­те­лям и убий­цам отнес­лись с хри­сти­ан­ской кро­то­стью и любо­вью, испол­нив тем самым запо­ве­ди Божии. Имен­но за то, что по-хри­сти­ан­ски при­нял кон­чи­ну от рук пала­чей, Нико­лай II был кано­ни­зи­ро­ван Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью. Импе­ра­то­ру не раз пред­ла­га­ли поки­нуть стра­ну, и он мог согла­сить­ся и избе­жать страш­ной кон­чи­ны, эми­гри­ро­вать, сохра­нив жизнь себе и близ­ким. Но он созна­тель­но остал­ся в Рос­сии, в сво­ей стране, на сво­ей Родине. Нака­нуне рас­стре­ла Вели­кая княж­на Оль­га – дочь Импе­ра­то­ра – писа­ла: «Отец про­сит пере­дать всем тем, кто ему остал­ся пре­дан, и тем, на кого они могут иметь вли­я­ние, что­бы они не мсти­ли за него — он всех про­стил и за всех молит­ся, и что­бы пом­ни­ли, что то зло, кото­рое сей­час в мире, будет еще силь­нее, но что не зло побе­дит зло, а толь­ко любовь».

Памят­ный цикл полу­чил боль­шой инте­рес со сто­ро­ны посто­ян­ных зри­те­лей теат­ра. Гости с удо­воль­стви­ем погру­жа­лись в исто­ри­че­ские и худо­же­ствен­ные экс­кур­сы, узна­ва­ли новые для себя подроб­но­сти жиз­ни цар­ской семьи, а так­же актив­но участ­во­ва­ли в бесе­дах, посвя­щен­ных ста­нов­ле­нию Рос­сии во вре­мя цар­ство­ва­ния Нико­лая II.

Пат­ри­о­ти­че­ские ценности

Надо отме­тить, что памят­ный день стал не един­ствен­ной акци­ей, посвя­щен­ной жиз­ни и цар­ство­ва­нию Нико­лая II, запла­ни­ро­ван­ной кол­лек­ти­вом теат­ра «Город» на бли­жай­шее вре­мя. В этом году театр уже во вто­рой раз вошел в про­грам­му «Теат­ры малых горо­дов», реа­ли­зу­е­мую ВПП «Еди­ная Рос­сия». Бла­го­да­ря финан­си­ро­ва­нию в рам­ках пар­тий­но­го про­ек­та, в новом сезоне дол­го­пруд­нен­ские арти­сты под­го­то­вят три новых поста­нов­ки, одна из кото­рых рас­ска­зы­ва­ет о дет­стве и юно­сти послед­не­го госу­да­ря Рос­сий­ской импе­рии, о его ста­нов­ле­нии как пра­ви­те­ля и как личности.

Еще один мас­штаб­ный про­ект, авто­ром кото­ро­го высту­пи­ла дирек­тор теат­ра «Город» Жан­не­та Арутю­нян, – «Его Вели­че­ство Госу­дарь Нико­лай II», – так­же посвя­щен 150-летию со дня рож­де­ния Нико­лая II (Рома­но­ва) и направ­лен на систем­ное вза­и­мо­дей­ствие с раз­но­воз­раст­ной ауди­то­ри­ей, начи­ная с 12 лет, что соот­вет­ству­ет воз­рас­ту, когда фор­ми­ру­ют­ся пат­ри­о­ти­че­ские, граж­дан­ствен­ные и семей­ные цен­но­сти. По струк­ту­ре дан­ный про­ект пред­став­ля­ет систе­му раз­но­ви­до­вых и раз­но­жан­ро­вых меро­при­я­тий, объ­еди­нен­ных общим направ­ле­ни­ем раз­ви­тия тема­ти­ки: от обзор­ных исто­ри­ко-худо­же­ствен­ных экс­кур­сов до углуб­лен­ной иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты посред­ством совре­мен­но­го искус­ства аспек­тов фор­ми­ро­ва­ния госу­дар­ствен­но­го мыш­ле­ния, граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти, духов­но­го пат­ри­о­тиз­ма, про­цес­са ста­нов­ле­ния лич­но­сти госу­дар­ствен­но­го масштаба.

Люд­ми­ла КОЛМАНОВСКАЯ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.