«Травиата» в Геликоне: между чувственностью и чувствами

493

К 30-летнему юбилею театра «Геликон-опера» его афишу вновь украсила «Травиата» в постановке основателя и бессменного художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. С этим едва ли не самым популярным на мировых сценах творением великого Джузеппе Верли у худрука «Геликона» давняя и тесная «дружба». После первого своего спектакля «Травиата», созданного в совсем молодом собственном театре в 1995 году, Бертман существенно расширил географию постановок оперы и сделал спектакли в Национальном театре Манхайма (1998), в Торонто (1999), во Дворце музыки и конгрессов в Страсбурге (2000) и в Окленде (2005). Всякий раз, вдыхая сценическую жизнь в известную партитуру, режиссер стремился найти в ней новые смыслы. Если в первой «Травиате» он показал «путь от куклы, которая уходила от внешней истории во внутреннюю, к монашке», то позднее он экспериментировал со временем, развивая сюжет параллельно в двух веках. Теперь «Травиата» для Бертмана стала ключом к раскрытию психологического портрета «содержанки», в образе жизни которой заключен модный и удобный способ существования, становящийся и сегодня целью многих. Такая женщина изначально не мыслит себя в иных условиях, и, когда сбивается привычный алгоритм восприятия жизни, она не в силах выжить. Поэтому в новом спектакле Бертмана не болезнь является причиной смерти героини, а невозможность вынести настоящую любовь. По словам режиссера, эта опера «про любовь, которая убивает».

Виолетта Валери (Юлия Щербакова)

Виолетта Валери (Юлия Щербакова) и Альфред Жермон (Шота Чибиров)

Бертман совместно с постоянными своими соавторами, художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, создает на сцене два контрастных мира: мир привычной среды Виолетты-«куртизанки», вульгарно-яркий окутанный томно-эротической дымкой, населенный полуобнажёнными дамами в корсетах и их престарелыми клиентами, и мир любящей Виолетты – непорочно-белый, в котором находят счастье и уединение истинные чувства. Но второй мир оказывается столь чист и стерилен, что может существовать лишь мимолетно в сознании Виолетты. Причиной его разрушения становится не внешняя сила, а именно нереальность восприятия главной героиней.

Многоплановые декорации погружают зрителя в реалистичный уголок Парижа времен Дюма и Верди, наполненный пасмурным полумраком, с его маргинальной публикой и бродячими псами. В глубине этих улиц обнаруживаются комнаты Виолетты, в которых кипит бурная и привычная салонная жизнь, наполненная чувственностью, но не чувствами. В то же время от столкновения с настоящими чувствами героиня теряет себя и уходит в мир иной – из мрака, наполняющего ее душу, в свет, которому не оказалось места в ее жизни на земле – финал решен символично и визуально эффектно.

Музыка под руководством дирижера-постановщика Александра Сладковского, тоже полна контрастов. Хрупко и нереально, как ускользающее чувство любви, звучит щемящая тема вступления, сменяющаяся динамичным блеском музыки, полной веселья и удовольствий. Этот контраст задает тон всей музыкальной драматургии. Сладковский делает ставку на исполнительские нюансы, органично вписывающиеся в легкое и бравурное оркестровое звучание, полное итальянского шарма.

Сцена из спектакля

Безусловным украшением спектакля стал обладатель первой премии прошлогоднего Международного конкурса теноров фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» Шота Чибиров в роли Алфреда Жермона. Его полетный выразительный голос и сдержанная манера передачи драматических чувств позволили создать образ глубокий и скорбный. Обстоятелен и искренен Михаил Никаноров в роли Жоржа Жермона. Виолетта Валери у Юлии Щербаковой вышла чувственной и страстной – изысканность ее вокальных интонаций транслировала публике богатую палитру переживаний страдающей женщины, которая, не в силах противостоять обстоятельствам, совершает единственно возможный выбор.

Абсолютный аншлаг на премьерной серии спектаклей – знак не только того, что любимая многими «Травиата» всегда актуальна на современной оперной сцене, но и того, что репертуар театра пополнился, несомненно, удачной постановкой.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото Ирины ШЫМЧАК

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.