Русский пейзаж – явление особое, а живопись такого жанра находится в музее В.А. Тропинина в количестве немалом. Каждый выставочный проект – всегда новость. Оказывается, пейзаж бывает разным.
Лирика, идиллия, масштаб, плэнер – всё это русский пейзаж. Конечно, Исаак Левитан, конечно, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Сильвестр Щедрин, а ещё – Иван Похитонов, Иван Айвазовский, Борис Кустодиев. Мы видим Саввино-Сторожевский монастырь и Коломенское, осень Витольда Бялыницкого-Бирули, дворец Кадриорг Иоганнеса Гау или площадь одной из стран южной Европы Алексея Кравченко. Везде – солнце, будь то весна, зима, лето или осень. На каждой картине – пространство, что позволяет думать, гулять. То здесь, то там мы видим аристократов на прогулке, мужика на телеге, везущего сено, крестьян, а вдали – непременно церквушку. Русский пейзаж всегда обращён и к русской литературе, к романам Ивана Тургенева, Сергея Аксакова, Ивана Гончарова: «Он не без смущения завидел дымок, вьющийся из труб родной кровли, раннюю, нежную зелень берез и лип, осеняющих этот приют, черепичную кровлю старого дома и блеснувшую между деревьев и опять скрывшуюся за ними серебряную полосу Волги. Оттуда, с берега, повеяла на него струя свежего, здорового воздуха, каким он давно не дышал» («Обрыв»).
Русский пейзаж – это ощущение настроения – то меланхоличного, то радостного от предчувствия приходящей весны и уходящих зимних морозов, бывает, что праздного, знойного, как лето в июле. Сердце русского человека приемлет не только родные просторы. Италия – страна, где учились и жили выпускники и воспитанники Академии художеств. Таким стал и Сильвестр Щедрин, сын известного скульптора, ректора Академии художеств. На выставке представлена картина Сильвестра Щедрина «Семья итальянского рыбака (пастуха)», на которой видны невысокие лесистые горы, залитые солнцем, а идиллия итальянской семьи – в породнении с природой, красотой ушедшей не до конца античности.
Марина АБРАМОВА