«Видеть музыку»: Тургенев языком балета от Саратовского театра

252

Масштабный музыкально-театральный фестиваль «Видеть музыку» с каждым годом обретает все больше поклонников в Москве. И москвичи, и временно живущие здесь иностранцы, в большом количестве посещающие фестивальные спектакли, ценят уникальную возможность, никуда не выезжая, увидеть оперы, оперетты, балеты и мюзиклы многих театров разных городов России, так сказать, «с доставкой на дом».

И вот фестиваль в четвертый раз радует ожидающих чего-нибудь «новенького». А оно, в соответствии с поговоркой, оказывается «старым», но вовсе не «хорошо забытым». Спектакль «Вешние воды», показанный Саратовским академическим театром оперы и балета, создан по одноименной повести И.С.Тургенева к 200-летию великого писателя, отмечавшегося в 2018 году. По заказу театра композитор Владимир Кобекин написал музыку и, в соавторстве с хореографом-постановщиком Кириллом Симоновым, также либретто. В прошлом году в Саратове состоялась мировая премьера балета «Вешние воды», ставшая ключевым событием ежегодного Собиновского фестиваля. Теперь балет повторил свой большой успех в Москве на другом, не менее крупном музыкально-театральном форуме.

Трудно себе представить, как можно «переложить» Тургенева на язык балета, особенно в наше время, и с современной, специально написанной музыкой, поэтому до начала спектакля доля скепсиса, признаться, присутствовала. Но он развеялся через несколько минут: «На самом деле никто не знает, о чем повесть Тургенева «Вешние воды», – говорит Кирилл Симонов. – «Она как будто бы ни о чем, это чувства, воспоминания героя. И я решил сохранить дух того времени, поэтому хореография, хоть и достаточно современная, в большой степени опирается на классику, новаторские изыски я просто сознательно сразу оставил в стороне, работая над этим спектаклем, мне хотелось сделать его более традиционным. Да и музыка Владимира Кобекина – она же совершенно классическая!».

Владимир Александрович как будто тоже подошел с пиететом к уважаемому литературному первоисточнику, отдал дань дивертисментной форме классических балетных номеров. По стилю русский композитор, немного «романтик» ХХl века,

Кобекин как будто находится в одном информационно-музыкальном «поле» с Прокофьевым и Шостаковичем, и некоторые страницы партитуры «Вешних вод» звучат как смесь того и другого. Как бы то ни было, результатом труда двух больших мастеров композитора Владимира Кобекина и хореографа-постановщика Кирилла Симонова явился гармоничный, целостный художественный продукт, порадовавший любителей и ценителей музыкально-театрального искусства.

За пультом оркестра – дирижер-постановщик спектакля Юрий Кочнев, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета. «Вешние воды» – это вторая работа дирижера с хореографом Кириллом Симоновым, первой был балет С.Прокофьева «Стальной скок» ( 2016). Юрий Леонидович – организатор теперь уже знаменитого Собиновского фестиваля в Саратове. Во многом благодаря его труду, Собиновский фестиваль несколько лет назывался лучшим музыкальным фестивалем в России, а сам маэстро стал в 2003 году дирижером года по итогам опроса, проведенного газетой «Музыкальное обозрение».

Художники-постановщики балета «Вешние воды» Екатерина Злая и Александр Барменков, художник по свету Екатерина Чернощекова прямо во время спектакля были поддержаны благодарными аплодисментами зала. Костюмы, сценография, свет – все отмечено уместностью и выразительностью, подчеркивающей характер образов и главную идею: в памяти героя вновь и вновь оживают «утраченные иллюзии», которые могли бы быть реальным счастьем, не поддайся он чарам искушенной «Одиллии». Хрестоматийную ассоциацию вызывают костюмы и пластика светлой чистой Джеммы (Кристина Кочетова) и темной коварной Полозовой (Татьяна Князюкова). Убедителен и ее пошловатый муж Ипполит (Александр Седов). А в оформлении сценического пространства в смысловых начальных и финальных эпизодах прослеживается арка, подобная форме изложения самой повести Тургенева, когда его тоскующий постаревший Санин (в спектакле – Алексей Михеев) погружается в воспоминания и бесплодные поиски «ускользающей красоты». Намек на автобиографичность вполне очевиден, учитывая обстоятельства жизни самого писателя, проведшего ее, как известно, «на краю чужого гнезда» из любви к замужней певице Полине Виардо.

Так о чем же повесть Тургенева и балет Кобекина-Симонова «Вешние воды»? Если в двух словах, то в коротком четверостишии – эпиграфе к повести:

Веселые годы,
счастливые дни,
Как вешние воды
Промчались они.

* * *

Ольга НОВИКОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.