Возвращение Люки Дебарга в нашу страну после затянувшегося карантина воспринималось публикой отнюдь не ностальгически. Имя пианиста давно уже сроднилось в устах меломанов со времён его победы на конкурсе Чайковского. Взаимная симпатия Дебарга к России и желание играть перед любимой аудиторией ни для кого уже не секрет.
Московские гастроли французского пианиста открылись выступлениями с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Оба вечера Дебарг солировал во Втором фортепианном концерте Сергея Прокофьева, сыгранным сначала в Концертном зале имени Рахманинова (Филармония – 2), а затем на сцене зала имени Чайковского. В Московской филармонии Люка Дебарг стал уже привычным и желанным гостем. Любая из его программ заслуживает внимания и интереса.
Ожидаемым событием стал сольный клавирабенд молодого француза. Люка Дебарг адресовал москвичам и гостям столицы раритетную программу на стыке барокко и модерна. Сонаты Доменико Скарлатти перемежались с собственными сочинениями Дебарга и композициями его старшего современника Стефана Дельпласа. Обрамлением вечера стали клавирные произведения Иоганна Себастьяна Баха: Итальянский концерт фа мажор, BWV 971 и Токката № 2 до минор, BWV 911.
Для Дебарга Доменико Скарлатти главный герой творчества. Пианист даже считает его своим «близким другом». Еще в детстве он увлёкся разбором всех сонат композитора и задался целью усовершенствовать музыку Скарлатти, сделав её доступной широкой публике. Не редко какая из сольных программ пианиста обходится без клавирных экзерсисов Скарлатти. Моменты импровизационности всё время предвосхищают отношение Люки к творчеству неаполитанского мастера:
«У Скарлатти никогда нельзя предсказать, что сейчас произойдёт. Его сонаты — искусство удивлять, они полны неожиданности и в них много юмора. Любопытный парадокс, как он мог создавать такую музыку — отмеченную меланхолией и непостижимой тоской, но при этом радостную, непостоянную и непредсказуемую».
Прошлой осенью в далемской церкви Иисуса Христа Люка Дебарг записал для лейбла Sony Classical 52 сонаты Доменико Скарлатти. Этот альбом, составленный из четырех дисков, раскрывает грани личности музыканта и его философское отношение к музыке Скарлатти. Люка Дебарг выбрал для этой записи один из современных роялей Bösendorfer, сознательно отвергнув клавесин и отказавшись от педали.
Дебарг черпал в своей интеллектуальной игре черты романтической камерности, интимной задушевности в передаче тонких образных состояний, мягкость и разнообразие тембровой палитры. Чередуя сонаты Скарлатти с собственными сочинениями (джазовой Прелюдией и фугой и молниеносной Токкатой) и необарочными композициями Стефана Дельпласа Дебарг разрушал границы времени и не делал пауз между пьесами, целесообразно выстраивая их в одно единое целое. От такого музыкального путешествия во времени невозможно было отвлечься, настолько цельной и убедительной оказалась интерпретация Люки Дебарга. И даже скромная вереница изысканных бисов: баркарол Форе и Дебарга, а также романтической Фантазии Скрябина стала логическим продолжением сентябрьского вечера.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Фото – Московская филармония