На Камерной сцене Большого театра представили премьеру «Искателей жемчуга» — творение юного Жоржа Бизе, автора знаменитой «Кармен». Эту оперу с экзотическим сюжетом, события которого разворачиваются на острове Цейлон, пригласили поставить латвийского режиссера драматического театра Владиславса Наставшевса. Музыкальную часть спектакля создал дирижер Камерной сцены ГАБТ Алексей Верещагин.
«Искатели жемчуга» относятся к сочинениям, не слишком часто появляющимся на сценических площадках мира. Не смотря на чувственную проникновенность и романтическую красоту этой музыки, написанной в лучших традициях французской лирической оперы начинающим тогда свою композиторскую карьеру Бизе, премьера «Искателей» в 1863 году в Париже подверглась жесткой критике. Опера выдержала всего 18 постановок, и автор, на которого обрушились упреки в подражании Р. Вагнеру, так и не услышал более при жизни своего сочинения. В ХХ веке в России чаще всех к «Искателям жемчуга» обращался Башкирский театр оперы и балета (постановки 1961, 1986 и 2017 гг.), а в истории Большого нынешняя постановка стала второй после спектакля 1903 года.
Сюжет, в центре которого трогательная история платонической любви двух молодых людей к одной девушке, помещен либреттистами М. Карре и Э. Кормоном в восточные широты, вызывавшие у европейцев в XIX веке самый разнообразный интерес. И хотя в музыке нет ничего ориентального, описанные в опере диковинные обычаи, с которыми тесно сплетены судьбы героев, поклонение индуистским божествам не могли не увлекать зрителя. Так же, как не могли не увлекать главные сюжетные темы, близкие каждому – темы запретной любви и жгучей ревности, горького одиночества и попранной дружбы, верности обетам и тоски по телесности. Не меньше волнуют они и сегодняшнего слушателя.
Режиссер и сценограф спектакля Владиславс Наставшевс предложил условно-минималистическую версию и пошел по пути «вслушивания» в партитуру. Он создал спектакль, ориентированный не на внешнюю восточную атрибутику, а на внутреннее созерцание, не на буквальное воплощение сюжета, а на ощущения от этой музыки: «Эта опера очень чувственная, очень манкая, как и вообще вся музыка романтизма. Мне это очень близко и понятно на эмоциональном уровне и даже как будто на тактильном. Я чувствую на ощупь эту музыку, как на теле ткань». Это «чувствование» очень хорошо транслируется зрителю. В спектакле главные акценты сделаны на плавности ритмопластики движений артистов, неспешно меняющейся графике мизансцен, на цветовой и световой палитре, переливающейся всеми оттенками жемчужного. Они чаруют естественностью и красотой сочетаний. Они отражены и в монохромных костюмах Елисея Косцова, и на стенах белого квадрата сцены – единственной сценографической конструкции спектакля. В них тонко переданы многообразные чувства героев, связанных неразрывными узами любви и клятвами о дружбе и верности. И несмотря на то, что разная фактура артистов хора не всегда удачно вписывается в визуальную концепцию сценического замысла, они весьма неплохо справляются с непростыми режиссерскими задачами. А действо, происходящее словно бы в замедленной съемке, завораживает зрителя медитативным тоном постановки. Это дает возможность взглянуть на чувственные страсти, кипящие в музыке, как бы со стороны наблюдателя, и при этом не мешает воспринимать красоту звучания, над которым поработал дирижер-постановщик Алексей Верещагин, сумевший точно передать все нюансы первой редакции композиторской партитуры.
Прекрасно трио солистов: Азамата Цалити, трогательно и драматично исполнившего жертвующего собой друга Зургу, Ярослава Абаимова, чувственно и страстно передавшего страдания Надира, и Тамары Касумовой – мягкой и пластичной Лейлы, звучание голоса которой подобно прозрачному ручью.
Новый спектакль Камерной сцены Большого театра не только увлекает заслуживающим безусловных похвал музыкальным исполнением, красотой романтических чувств и эстетикой визуального ряда. Он оставляет удивительное послевкусие от прикосновения к миру чистого и прекрасного, который может быть так близко в нашей беспокойной жизни – вероятно, это как раз то, что нужно современному слушателю…
Евгения АРТЁМОВА,
Фото – Павел РЫЧКОВ