Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойТеатрВсе оттенки жемчужного

Все оттенки жемчужного

На Камерной сцене Большого театра представили премьеру «Искателей жемчуга» — творение юного Жоржа Бизе, автора знаменитой «Кармен». Эту оперу с экзотическим сюжетом, события которого разворачиваются на острове Цейлон, пригласили поставить латвийского режиссера драматического театра Владиславса Наставшевса. Музыкальную часть спектакля создал дирижер Камерной сцены ГАБТ Алексей Верещагин.

«Искатели жемчуга» относятся к сочинениям, не слишком часто появляющимся на сценических площадках мира. Не смотря на чувственную проникновенность и романтическую красоту этой музыки, написанной в лучших традициях французской лирической оперы начинающим тогда свою композиторскую карьеру Бизе, премьера «Искателей» в 1863 году в Париже подверглась жесткой критике. Опера выдержала всего 18 постановок, и автор, на которого обрушились упреки в подражании Р. Вагнеру, так и не услышал более при жизни своего сочинения. В ХХ веке в России чаще всех к «Искателям жемчуга» обращался Башкирский театр оперы и балета (постановки 1961, 1986 и 2017 гг.), а в истории Большого нынешняя постановка стала второй после спектакля 1903 года.

Сюжет, в центре которого трогательная история платонической любви двух молодых людей к одной девушке, помещен либреттистами М. Карре и Э. Кормоном в восточные широты, вызывавшие у европейцев в XIX веке самый разнообразный интерес. И хотя в музыке нет ничего ориентального, описанные в опере диковинные обычаи, с которыми тесно сплетены судьбы героев, поклонение индуистским божествам не могли не увлекать зрителя. Так же, как не могли не увлекать главные сюжетные темы, близкие каждому – темы запретной любви и жгучей ревности, горького одиночества и попранной дружбы, верности обетам и тоски по телесности. Не меньше волнуют они и сегодняшнего слушателя.

Режиссер и сценограф спектакля Владиславс Наставшевс предложил условно-минималистическую версию и пошел по пути «вслушивания» в партитуру. Он создал спектакль, ориентированный не на внешнюю восточную атрибутику, а на внутреннее созерцание, не на буквальное воплощение сюжета, а на ощущения от этой музыки: «Эта опера очень чувственная, очень манкая, как и вообще вся музыка романтизма. Мне это очень близко и понятно на эмоциональном уровне и даже как будто на тактильном. Я чувствую на ощупь эту музыку, как на теле ткань». Это «чувствование» очень хорошо транслируется зрителю. В спектакле главные акценты сделаны на плавности ритмопластики движений артистов, неспешно меняющейся графике мизансцен, на цветовой и световой палитре, переливающейся всеми оттенками жемчужного. Они чаруют естественностью и красотой сочетаний. Они отражены и в монохромных костюмах Елисея Косцова, и на стенах белого квадрата сцены – единственной сценографической конструкции спектакля. В них тонко переданы многообразные чувства героев, связанных неразрывными узами любви и клятвами о дружбе и верности. И несмотря на то, что разная фактура артистов хора не всегда удачно вписывается в визуальную концепцию сценического замысла, они весьма неплохо справляются с непростыми режиссерскими задачами. А действо, происходящее словно бы в замедленной съемке, завораживает зрителя медитативным тоном постановки. Это дает возможность взглянуть на чувственные страсти, кипящие в музыке, как бы со стороны наблюдателя, и при этом не мешает воспринимать красоту звучания, над которым поработал дирижер-постановщик Алексей Верещагин, сумевший точно передать все нюансы первой редакции композиторской партитуры.

Прекрасно трио солистов: Азамата Цалити, трогательно и драматично исполнившего жертвующего собой друга Зургу, Ярослава Абаимова, чувственно и страстно передавшего страдания Надира, и Тамары Касумовой – мягкой и пластичной Лейлы, звучание голоса которой подобно прозрачному ручью.

Новый спектакль Камерной сцены Большого театра не только увлекает заслуживающим безусловных похвал музыкальным исполнением, красотой романтических чувств и эстетикой визуального ряда. Он оставляет удивительное послевкусие от прикосновения к миру чистого и прекрасного, который может быть так близко в нашей беспокойной жизни – вероятно, это как раз то, что нужно современному слушателю…

Евгения АРТЁМОВА,
Фото – Павел РЫЧКОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru