РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваВыставка «Стекло» Александра Фокина открылась в Российской академии художеств

Выставка «Стекло» Александра Фокина открылась в Российской академии художеств

А.И. Фокин. Сновидения. 2021. Стекло, матовая гравировка. В.40. Собственность автора. Фото – Николай Казаков

Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента РАХ Александра Ивановича Фокина «Стекло». Экспозиция продемонстрирует несколько десятков работ, созданных в технике матового гравированного стекла, считающейся едва ли не самой утонченной и рафинированной в истории мирового стеклоделия.

Александр Фокин создает свои произведения, возрождая в отечественном искусстве интерес к этому классическому виду обработки стекла, расцвет которого в Европе и России пришелся на XVII — XVIII века. Гравировка — один из способов холодной обработки стекла; вышлифовывание на поверхности изделия неглубокого негативного матового изображения вращающимся медным или абразивным кругом. Во время работы у автора нет возможности устранить неточности — малейшее неверное движение, и поправить рисунок, как на бумаге, нельзя. Она требует отточенности, твердости руки и ювелирного чувства рельефной формы и как нельзя лучше соответствует особенностям творческой индивидуальности мастера, давая широкие изобразительные возможности и придавая произведениям неожиданные эффекты.
Безукоризненное владение инструментом позволяет художнику добиться градации света и тени, контрастов прозрачного и матового, штриха и пятна и создавать уникальные авторские работы.

Излюбленным жанром А.Фокина является портрет, который считается одним из самых сложных в этом виде искусства. Мастерство рисовальщика, владение средствами пластической моделировки, способность замечать, улавливать характерные черты позволили ему создавать точные психологически выразительные образы. Внутренняя характеристика его произведений достоверна, хотя он и не передает скрупулезно все черты внешнего облика, а останавливается на главном в своем восприятии модели, подчиняя этому рисунок и пластику рельефа. Он следует внутреннему чувству натуры и с одинаковым успехом справляется как с обобщенным решением образов представителей прошлых эпох — В. Белинского, М. Лермонтова, А. Радищева, так и с глубоко реалистичными изображениями своих современников — портретами коллег, своих близких – жены, детей, друзей и просто знакомых. В них художник часто использует круглую форму пласта, «окутывающую» изображение и придающую ему завершенность, а прозрачность и внутреннее свечение стекла создают особый лиризм.

На блоках неправильной формы Фокин изображает сюжетные композиции, иногда дополняя их цветовыми акцентами, как, например, в произведении «Сновидения» (2021г.). Оптическое стекло с его абсолютной прозрачностью создает свето-воздушную пространственную среду, которой автор дорожит. Как правило, он оставляет фон чистым, лишь иногда изображая легкой штриховкой дополнительные детали. Его пейзажи просты, любимый мотив — деревья, сплетающие голые ветви в изящный рисунок. Здесь важна не сложность, а внутренняя символическая наполненность, это пейзажи-размышления, в которых лаконизм средств лишь подчеркивают единую идею.

В его работах современность сочетается с вечными темами, сдержанность — со сложностью содержания, профессионализм — с прекрасным чувством красоты материала. Его искусство заставляет внимательно рассматривать и размышлять, находит яркий эмоциональный отклик в душе зрителя. Совершенство стилистики композиционного и пластического решения, великолепное исполнение произведений ставят Александра Фокина, без сомнения, в ряд ведущих художников по стеклу нашего времени.

А.И.-Фокин.-Адам-и-Ева.-2011.-Стекло,-матовая-гравировка.-В.-–-32.-Музей-стекла-в-Новом-бору-(Чехия).-Фото-Николай-Казаков

А.И. Фокин. Адам и Ева. 2011. Стекло, матовая гравировка. В. 32. Музей стекла в Новом Бору, Чехия. Фото – Николай Казаков

А.И.-Фокин.-Портрет-В.Маковецкого,-Е.Лаврищевой-(Коллеги--граверы).-2004.-Д.-–-25.-Собственность-автора.-Фото-Николай-Казаков

А.И. Фокин. Портрет В. Маковецкого, Е. Лаврищевой (коллеги-гравёры) 2004. Стекло, матовая гравировка. Д. 25. Собственность автора. Фото – Николай Казаков

А.И.-Фокин.-Парк.-2010.-Стекло,-матовая-гравировка.-В.-–-37.-Частное-собрание,-Россия.-Фото-Николай-Казаков

А.И. Фокин. Парк. 2010. Стекло, матовая гравировка. В.37. Частное собрание. Фото – Николай Казаков

А.И.-Фокин.-Гернат-Меркер.-2005.-Стекло,-матовая-гравировка.-Д.-–-15,5.-Фото-Николай-Казаков

А.И. Фокин. Гернат Меркер. 2005. Стекло, матовая гравировка. Д.15,5. Фото – Николай Казаков

А.И.-Фокин.-Аллея.-2016.-Стекло,-матовая-гравировка.-В.-–-24.-Частное-собрание.-Люксембург.-Фото-Николай-Казаков40. Собственность автора. Фото — Николай Казаков

А.И. Фокин. Аллея. 2016. Стекло, матовая гравировка. В.40. Собственность автора. Фото – Николай Казаков

Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе статей Л.В. Казаковой и В.С. Головой.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru