Игорь КАЛИНАУСКАС: «Путешествуйте в себе самом — там вы обнаружите колоссальное количество потрясающих вещей!»

0
676

Игорь Николаевич Калинаускас – театральный режиссер, художник, современный философ, психолог, профессор, доктор наук и автор книг, вокалист и композитор, руководитель и один из солистов дуэта Duo Zikr. В 2018 году театру вокальных импровизаций Duo Zikr исполняется 25 лет, за это время дуэт посетил с концертами более 20 стран, выступил на множестве международных фестивалей — в том числе, в составе «Поп-механики» Сергея Курёхина — в Германии на «Berlin Independence Days». Его основатели Ольга Ткаченко и Игорь Калинаускас, известный в мире музыки под творческим псевдонимом Силин, изобрели и запатентовали собственную технику голосоведения — и проводят по всему миру обучающие мастер-классы. В преддверии серии масштабных юбилейных концертов в России и Европе мы поговорили с Игорем Николаевичем о творческой деятельности, авангардной музыке, сотрудничестве с Сергеем Курёхиным и дальнейших планах Duo Zikr.

– Игорь Николаевич, расскажите о своей творческой деятельности в текущий момент. Над чем сейчас работаете, как проходит ваш день?

– Очень по-разному. Иногда во мне просыпается художник – и я пишу картины. Иногда просыпается музыкант – тогда я жду концерта, чтобы этот музыкант мог реализоваться. Иногда просыпается практический психолог, и я провожу беседы, из которых редакторы делают тексты, а потом из них получаются книги. А работаю я всегда над собой. Я ищу то, что еще не нашел в личной вселенной.

– Объясните, для чего нужны психология и познание себя? Можно ли просто быть — и быть счастливым, не утруждая себя самопознанием, не углубляясь в вопросы познания разума и вселенной?

– Вы знаете, есть народная мудрость: «Дуракам – счастье». Ведь если мало вопросов, то мало и ответов, в том числе — и ответов, неприятных для себя. Но я не думаю, что это дает полноту пребывания, потому что к ней можно прийти, только знакомясь со своей внутренней вселенной, с ее отношением к окружающему миру. И тогда неприятные жизненные ситуации не разрушают ни тебя, ни твою жизнь, потому что в основе жизни вот та самая первичная радость – я есть, я живой.

– В чем уникальность и особенность Duo Zikr в сравнении с современной музыкой? Что музыка Duo Zikr дает слушателю?

– Мы — единственный в мире дуэт, который выходит на сцену и прямо на ней рождает свою музыку, потому что то, как наши композиции будут звучать, каждый раз не известно ни нам, ни слушателям. Следующая уникальность — в особой технике голосоведения, которую мы породили, смешав камерный и классический вокал, а также архаические техники разных народов: от славянского радения до тибетского горлового пения.

Музыка Duo Zikr дает слушателям то, что они возьмут. Люди пишут отзывы о том, что это глубоко затронуло их эмоционально-чувственный мир. И поэтому, хотя вначале нам предсказывали, что публика у нас будет какая-то специальная, элитная и так далее, — это не так. За эти годы мы увидели, что публика самая разнообразная — разных образовательных, социальных, национальных, религиозных конфессий. И в числе наших фанатов — как дети 12-14 лет, так и бабушки в возрасте 65 лет. И дедушки, конечно!

– Многие авангардисты увлекаются переплетением музыки и кино. Есть ли в вашем творческом арсенале подобные опыты?

– Музыка альбома Premonitions of a Shooting Star («Предчувствия Падающей Звезды») стала саундтреком к фильму Сергея Дебижева India in Real Time из серии его картин о мировых культурах и религиях. Также мы пели пролог к опере Стравинского «Царь Эдип» на площади в Киеве и в Славутиче на стадионе.

– В этом году исполняется 75 лет крупнейшей деятельнице мирового авангардного вокала – Мередит Монк, известной своими работами с нестандартными голосовыми техниками. Можно ли здесь провести какие-то параллели с Duo Zikr? Расскажите о своем отношении к ее творчеству.

– Мне многое нравится в ее творчестве, но не всё… Исследования возможностей человеческого голоса — это как раз то, что вдохновило меня, я всю жизнь коллекционировал разные такие попытки. Но больше всего, конечно в архаике, потому что все началось с моей бабушки, которая была профессиональной плакальщицей. Когда я услышал ее на кладбище, для меня это было огромное потрясение, даже шок. Тогда у меня зародилась мысль о том, что же может человеческий голос. Я всегда в романтические юношеские времена говорил, что человек может звучать как орган. Большинство со мной, конечно, не соглашалось и даже посмеивалось, но я думаю, что за 25 лет дуэта мы доказали это. Поэтому мы и называемся «театр голоса» — потому что показываем, как голос передает то, что словами передать невозможно: жизнь человеческой души.

– Та же Мередит Монк в свое время сказала: «Петь – значит быть археологом своего собственного голоса. Человеческий голос – инструмент, отражение человеческого микрокосма. Голос выдает версию человека как такового. Это как в археологии: погружаясь все глубже и глубже в слои голоса, можно открыть удивительные неизведанные энергии». Совпадает ли это направление мысли с вашим?

– Знаете, она очень красиво сказала и очень глубоко. И, безусловно, здесь есть какие-то параллели, потому что мы — так же резонируя с пространством музыки — обнаруживаем разнообразные возможности человеческого голоса. C тех пор, как благодаря Оле — моей талантливой партнерше по дуэту, обладающей уникальным по красоте и возможностям голосом, — у нас появился мужской профессиональный секстет, все стало еще многообразнее, многоголоснее. Ольга Ткаченко, помимо творческой деятельности в Duo Zikr, является как раз тем «археологом» голоса, о котором говорит Мередит Монк. Свои исследования возможностей человеческого голоса Ольга в полной мере реализует в «Школе Зикра», где она проводит мастер-классы для всех желающих петь по нашей технике голосоведения. И люди, даже те, кто не имеет специального музыкального образования, открывают для себя эти «слои своего голоса и неизведанные глубины».

– Расскажите о вашем знакомстве с Сергеем Курёхиным.

– Познакомились мы с Сергеем в 1992 году, после чего стали плотно общаться. Много разговаривали о музыке, о жизни, о людях, иногда спорили, но всегда нам было очень хорошо вместе. Он был очень образованный человек во всех смыслах — и при этом мог как угодно играть словами и нотами. Кроме того, он фантастический пианист. Пару раз он приходил ко мне домой, и мы вместе музицировали — Сергей играл на фортепиано, а я пел в стиле Zikr’a. Я до сих пор его вспоминаю, наше общение, в первую очередь, было человеческое, интересное, творческое и по существу. У нас было совместное принятие друг друга.

Когда я о нем думаю, больше всего мне вспоминается его потрясающая активность: в нем была какая-то бесконечная энергия. За всей иронией Сережи я видел большое и сильное драматичное чувство, этим для меня он и выделялся всегда среди остальных. Он чувствовал человеческие проблемы, человеческую жизнь, со всеми ее сложностями — и умел подать это в острой ироничной форме. Для меня это было содержательное общение, из которого рождались новые творческие импульсы. Память о Сергее очень важна. Таких массово не делают, он абсолютно уникален, он — феномен. Все его творчество было как глоток новой жизни, нового мышления, когда человек соединяет в себе очень серьезную образованность и хулиганство, в хорошем смысле слова. Он есть во всех, кто творчески хулиганит, кто не сдается, кто делает то, что хочет делать именно так, как хочет делать.

– Вы выступали в составе «Поп-механики» в Германии в 1994 году. Расскажите об опыте совместной работы с Сергеем.

– В Германию мы с Курёхиным приехали вместе на поезде. Репетировали на заброшенном вокзале. Помню, как у нас загулял саксофонист — и как Сергей случайно встретил знакомого англичанина и убалтывал его выступать с нами на концерте. Курёхин очень выделялся среди своей команды, был сам по себе — творческий, взведенный, энергия от него шла бешеная, и большинство людей вокруг этого не выдерживало, поэтому они часто бывали недовольны. Везде где он присутствовал — будь это концерт, репетиция или просто обсуждение плана выступления — он присутствовал с полной отдачей. Публика всегда принимала на ура все вещи. Концерты пользовались колоссальным успехом, люди пытались проникнуть на них всеми мыслимыми и немыслимыми способами, даже через крышу здания, где проходило выступление. Совместно мы сделали несколько проектов — помимо Берлина, работали в Питере и Ташкенте. Самое странное, что говорил Курёхин: «Я не верю, что люди могут прийти и слушать музыку два часа подряд». Но когда он пришел на наш концерт — Duo Zikr — то был удивлен тем, что, оказывается, такое возможно.

Я хочу сказать огромное спасибо за то, что Сережа был. Его поддержка — на тот момент никому не известного эксперимента Duo Zikr — дала столько силы, что мы уже 25 лет поем! Не буду врать, что перед каждым концертом, но мы очень часто с Олей вспоминаем Серёжу. Он у нас как ангел-хранитель.

– Расскажите, пожалуйста, о юбилее Duo Zikr: чего ожидать слушателю, пришедшему на праздничные концерты в России и за рубежом, какие сюрпризы его ждут, каким вы видите кульминационное юбилейное выступление в Берлине? И расскажите о программе и составе участников праздничных выступлений.

– Идея создания театра вокальных импровизаций Duo Zikr родилась на репетиции спектакля «Песнь Песней», где Ольга поразила меня необычной манерой исполнения одной из песен: тогда появилась мысль вдвоем спеть весь спектакль. Зрители были в восторге!

– И вот, 3 апреля 2018 года исполняется 25 лет официальной истории Duo Zikr. Четверть века! По этому поводу мы решили, что на наших концертах этого сезона — независимо от того, вдвоем мы выступим или с секстетом — будет звучать тема «Мистерия Чаши». Так называется один из первых наших альбомов. Для нас в этом глубокий смысл, потому что мистическая чаша знаний, музыки, энергии – это как бы символ того пути, по которому мы идем в своем творчестве и жизни.

Поскольку мы разделены государственными границами, так получается, что на некоторых концертах мы будем петь только с Олей Ткаченко, душой нашего дуэта, а на некоторых — вместе с нашим прекрасным секстетом «Голос Огня». Кульминация этого юбилейного сезона – концерт в Берлине в Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. Вот, собственно, и всё. Чем юбилейный сезон отличается от всех остальных? Да ничем, просто это определенная веха, определенный этап нашего пути — как музыкантов, людей и композиторов. За последние два года нам удалось спеть с симфоническим оркестром и с органом — это тоже незабываемый опыт и переживание. Надеемся, что это не последний наш юбилей.

– Как пишется партитура для органа и как она создавалась для хора?

– Дело в том, что наш секстет состоит из профессиональных вокалистов, музыкантов. А они, в свою очередь, привлекли еще нескольких своих друзей, и по записям альбомов Duo Zikr сделали ноты. Мы были очень рады этому, потому что впервые появилась возможность услышать свою музыку со стороны — поскольку мы на концертах всегда импровизируем. Это было очень свежее восприятие и свежий опыт.

– На какое время намечен выпуск нового альбома Duo Zikr? В каком стиле он будет записан? И ожидается ли использование при записи каких-то музыкальных инструментов и участие хора?

– Сейчас сложно об этом сказать. Конечно, секстет будет участвовать. Что касается музыкального сопровождения, то будут ли это живые музыканты или его будет делать Витя Странник, наш постоянный саундпродюсер, зависит от массы разных обстоятельств. Но мы очень рады, что встретились с Витей, он большой фанат Duo Zikr, с ним очень интересно работать и делать музыкальное сопровождение.

– Из глубины своего опыта дайте, пожалуйста, несколько универсальных, простых советов: чего необходимо придерживаться каждому, чтобы жить в гармонии и мире?

– «Из глубины своего опыта»… С высоты на людей я смотреть не хочу — и считаю, что это неправильно. Все люди – люди, и сделаны из людей. Универсальных советов тоже не бывает, потому что каждый человек уникален. Но есть один совет, который я когда-то получил и его придерживаюсь: любите себя, но не нарциссически, а просто как неизведанные края. Путешествуйте в себе самом — там вы обнаружите колоссальное количество потрясающих вещей.

– Последний вопрос: с каким настроением надо приходить на юбилейные концерты Duo Zikr?

– Надо приходить открытыми, для того чтобы впустить в себя это. И только потом начинать судить и рядить, потому что ухо у многих не привыкло к безнотной музыке, свободному вокалу и так далее. Если человек не пытается рационально воспринимать, а просто открыт и душевен, эмоционально реагирует – все будет замечательно. Он не пожалеет о том, что пришел.

Интервью подготовила Ольга ГУДНИНА,
Фото из архива группы DUO ZIKR

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here