РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваЧеловек во Вселенной

Человек во Вселенной

Премьеру вечера из двух балетов, объединенных единым визуальным концептом под названием «Место во Вселенной», представил Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Авторы постановок – весьма востребованный в современном балетном мире хореограф Слава Самодуров и художественный руководитель балетной труппы МАМТ Максим Севагин. Художник-постановщик – Мария Трегубова.

Вселенная нового спектакля – это больше, чем космические или метафизические миры балета «Перигелий» на музыку композитора-авангардиста Владимира Горлинского, и больше, чем солнечные образы балета «Знаем благую весть» на музыку 7-ми из 16-ти частей симфонии-действа «Перезвоны» Валерия Гаврилина, которую композитор написал под впечатлением от мощной энергии русских образов, пронизывающей творчество Василия Шукшина. Вселенная балетов – это драматизм борьбы и радость бытия, философские размышления и поэтика будней – все то, что составляет внутренние миры человека.

Перигелий. Энхмунх Оюнболд, Марчелло Пелиццони фото Александр Филькин
Перигелий. Энхмунх Оюнболд, Марчелло Пелиццони. Фото © Александр Филькин

В балетах отсутствует привычный линейный сюжет, язык их абстрактен. В анонсе указано лишь, что Перигелий — это ближайшая точка орбиты планеты относительно родительской звезды, а тексты «Знаем благую весть» наполнены сочными метафорами из народного и авторского творчества. В целом же полет фантазии постановщиков оставляет простор для зрительского воображения.

Музыкальная вселенная Владимира Горлинского – это пространственные звуковые пласты, насыщенные контрастами динамики и статики, оригинальных тембровых находок и полярных эмоций – от драматически тревожных до пронзительно лирических. Оркестр МАМТ под управлением дирижера Федора Безносикова убедительно и точно доносит до слушателя детали этой музыкальной архитектоники.

Перигелий. Сцена из спектакля фото Александр Филькин
Перигелий. Сцена из спектакля. Фото © Александр Филькин

В сценическом пространстве все «дышит» и непрерывно изменяется: люди в трико телесного цвета, рожденные словно из вулканической массы, находятся во власти больших и малых планет-шаров – то сопротивляясь и с трудом удерживая их, то играя, они вписываются в общую художественно-звуковую инсталляцию. Хореографические решения Славы Самодурова отражают внутреннюю жизнь человека, воплощенную в движениях остро угловатых или мягких, пластичных.

В балете «Знаем благую весть» Максим Севагин в определенном смысле воплотил идею сценической постановки «Перезвонов» Гаврилина, которые композитор мыслил, как нечто среднее между симфонией и оперой, как театрализованную симфонию-действо.

Знаем благую весть. Елена Соломянко, Евгений Жуков фото Карина Житкова
Знаем благую весть. Елена Соломянко, Евгений Жуков. Фото © Карина Житкова

Центральным элементом постановки становится огромный красный диск Ярилы-Солнца, под лучами которого протекает разнообразная жизнь людей, пока ее не прерывает затмение. Троицкие песни и хороводы сменяются частушками, городские бытовые сцены – драматическими событиями. Яркие сценические образы, пластические акценты многоплановы и следуют за гениальной музыкой.

Теплыми солнечными оттенками и фольклорными мотивами отмечены костюмы – красные, оранжевые, розовые шифоновые платья и венки, льняные рубахи и косоворотки.

Знаем благую весть. Елена Соломянко, Евгений Жуков. Фото © Александр Филькин
Знаем благую весть. Елена Соломянко, Евгений Жуков. Фото © Александр Филькин

Мария Трегубова, создавшая к этому балету декорации, словно бы нарисованные рукой ребенка, подчеркнула в них непосредственность и искренность образов: «Каждой из семи частей балета соответствует свой образ и состояние. От огромного палящего мехового солнца, до наивных комет, которые, как души людей, улетают в бесконечную космическую черноту. А еще есть сны, с клубничными зарослями и мистическими котами».

Немаловажную роль в создании образов обоих балетов играют световые решения Константина Бинкина и Сергея Васильева, раскрывающие художественные нюансы замыслов постановщиков.

Знаем благую весть. Сцена из спектакля фото Александр Филькин
Знаем благую весть. Сцена из спектакля. Фото © Александр Филькин

Сценический концепт балета «Знаем благую весть» вполне откликается мыслям, которые Гаврилин хотел выразить своей музыкой, описав задуманное им абстрактное действо так: «Начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

Постановка этого балета знаменательна еще тем, что впервые вместо оркестра танцовщиков сопровождает хоровая a capella в исполнении солистов оперной труппы Музыкального театра и Московского государственного академического камерного хора Владимира Минина под управлением главного дирижера хора Тимофея Гольберга. И это символично, потому что свое сочинение Гаврилин посвятил именно Владимиру Минину. Этот первый совместный опыт работы академического хора с балетной труппой театра оказался весьма удачным.

Знаем благую весть. Елена Соломянко фото Александр Филькин
Знаем благую весть Елена Соломянко. Фото © Александр Филькин

Сольные партии в балетах исполняют прима-балерины Наталья Сомова, Эрика Микиртичева, Анастасия Лименько, Оксана Кардаш и премьеры балетной труппы Иннокентий Юлдашев, Иван Михалев.

Новый спектакль театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – это приглашение к философскому размышлению на тему «человеческого» и «вселенского»: визуально-пластические и музыкальные образы разбудят в каждом зрителе свои ассоциации и вряд ли кого-то оставят равнодушным.

Евгения АРТЕМОВА,
Фотографии предоставлены пресс-службой МАМТ для АртМосковии

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru