В прокат вышел фильм Карима Айнуза «Невидимая жизнь Эвридики» (Бразилия, Германия, 2019) — обладатель главного приза в конкурсе «Особый взгляд» Каннского фестиваля (2019).
В бразильской очень небогатой семье живут две сестры — Эвридика (Карол Дуарте) и Гида (Жулия Стокклер). Эвридика мечтает поступить в Венскую консерваторию, младшая сбегает из дома с заезжим греческим моряком, ибо оставаться под одной крышей с отцом-деспотом желания нет у обеих. Однако, если читатель думает, что хотя бы одной повезёт больше, чем другой, он ошибается. Эвридика так и не поступит в консерваторию, а Гида будет тянуть тяжкую лямку матери-одиночки, воспитывая байстрюка.
Ох уж эти социально-экономические различия, гендерность и патриархат… Эвридика станет «тенью мужа|, такой же, какой была и её мать — жена необразованного португальца, выпекающего хлеб. Эвридике достался талант игры на фортепиано, но не предоставилась возможность его реализовать. Она стала просто женой, просто матерью, не слишком любящей мужа и дочь, ибо законы общества 50-х годов прошлого века в латиноамериканской стране диктовали совсем иные модели «счастья» для женщин, чем им самим хотелось.
«Невидимой» жизнь Эвридики станет для Гиды. Та будет писать письма сестре, думая, что она сделала головокружительную карьеру в исполнительском музыкальном искусстве (о том, что сестра якобы в Вене Гиде скажет отец). Реальная жизнь Эвридики пройдёт мимо Гиды (впрочем, то же самое можно сказать и в отношении Эвридики). Жизнь двух сестер будет протекать в одном и том же городе параллельно, не пересекаясь. Законы социального неравенства неумолимы, как неумолимы бывают деспотизм и кондовые стереотипы.
А письма так и останутся нечитанными до преклонных лет Эвридики. На склоне жизни она их случайно обнаружит. Встреча состоится, вот только не с Гидой.
Две судьбы сестер станут жертвами обстоятельств общественно-социальной модели, где желания и стремления женщин ни в грош не ставят. А надо.
Марина АБРАМОВА,
Изображение (кадр) предоставлено компанией «Русский Репортаж»