ЕАКОП провел круглый стол на фестивале «Славянский базар в Витебске»

333

В рамках международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» прошёл круглый стол «Культура, право и технологии. Евразийская интеграция», организатором которого выступила Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП).

Руководители авторских обществ и продюсерских центров России, Беларуси, Армении, Молдавии, Казахстана, Азербайджана, Латвии, Болгарии, Украины, Турции, Израиля, Грузии, Мальты и Китая, а также организаторы фестиваля «Славянский базар в Витебске» обсудили актуальные вопросы лицензирования произведений в работе международных музыкальных фестивалей, деятельность авторских обществ, тенденции в развитии авторского права и цифровые сервисы для креативных индустрий.

Генеральный директор ЕАКОП, Председатель Азербайджанского Авторского Общества Исмаил Маммадкаримов, открывая круглый стол отметил, что сегодняшняя тема очень актуальна, поскольку информация, творчество и знания являются стратегическими активами современного общества, которые могут получить охрану только в рамках системы интеллектуальной собственности. Каждая из присутствующих стран имеет свой специфический опыт и потребности, очевидно, что авторское право может восприниматься по-разному и необходимо добиваться баланса разных подходов.

Проблема авторских прав крайне актуальна для музыкантов из разных стран, заявил директор фестиваля «Славянский базар в Витебске» Глеб Лапицкий: «Наш фестиваль – один из крупнейших в Европе, сейчас у нас уже 2500 творческих участников. Нам бы хотелось понять, как сделать так, чтобы после концерта авторы не предъявляли претензий и не говорили: «Вы исполнили на фестивале мою песню, а мне не заплатили». Я рад, что к нам в Беларусь приходит цивилизация, и эти вопросы решаются. Но не секрет, что многие авторы сетуют на то, что их права не соблюдаются. Яркий пример – композитор Эдуард Ханок, который постоянно судится по этому поводу и выигрывает суды».

Одним из дискуссионных вопросов круглого стола стала проблема использования музыкальных произведений в некоммерческих целях. Генеральный директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес указал на то, что c точки зрения авторского права нет разницы между коммерческим и некоммерческим использованием музыкального произведения: «Если мы исполняем песню в кругу семьи – это одно. Совсем другое дело, если мы выходим с песней на улицу, в публичное пространство – здесь уже встает вопрос использования. Речь не только об авторских правах – есть ведь и артист, который обладает смежными правами на запись. Таким образом, чтобы использовать песню в интернете или на телевидении, организаторам мероприятия необходимо заключить договор не только с автором, но и с артистом».

Генеральный директор Армянского авторского общества «Армавтор» Сусанна Нерсисян заявила о необходимости внесения поправок о распределении вознаграждений за коммерческое и некоммерческое использование музыкальных произведений в закон об авторских и смежных правах: «Авторы не будут детально разбираться в каждом мероприятии – коммерческое оно или нет. В проекте закона нашей страны есть отдельный пункт: для некоммерческих концертов предлагается определенная ставка авторского вознаграждения, ведь автор в любом случае должен что-то получать. Но важно не только собрать гонорары, но и правильно их распределить, и у авторов не должно быть сомнений на этот счет», – рассказала Нерсисян.

Заместитель директора Белорусского общества авторов, исполнителей и других правообладателей (БОАИП) Алексей Бичурин отметил, что коллективное управление авторскими правами имеет важное преимущество: «Не секрет, что авторские права – это в первую очередь деньги, и размер вознаграждения интересует обе стороны – и организаторов мероприятия, и правообладателей. Коллективное управление позволяет получать права на использование произведений из одного источника, что удобно для всех сторон. При этом по закону наша организация вправе предоставлять права на исполнение только тех произведений, с авторами которых у нас заключены договоры. Таких авторов сейчас около пяти тысяч».

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов указал на противоречия и недоработки в российском законодательстве об авторском праве и привел показательный пример: «Совсем недавно, для того чтобы жюри конкурса имени Чайковского могло легально работать в России, Владимир Путин был вынужден подписать отдельный закон, касающийся только членов жюри этого конкурса, – иначе их работа в нашей стране была бы незаконной. При этом все понимают, что такие решения крайне нежелательны и даже курьезны, но выхода нет. Реальное совершенствование законодательства – долгий процесс, а работать надо прямо сейчас. Так что в отношении важнейших культурных событий мирового уровня несовершенство законодательства может быть оперативно компенсировано специальными законами – например, об особом порядке легализации авторских прав».

В завершение круглого стола члены ЕАКОП договорились о создании антипиратской комиссии по защите авторских прав в интернете.

Генеральный директор ЕАКОП, Председатель Азербайджанского Авторского Общества Исмаил Маммадкаримов подчеркнул важность международного взаимодействия: «Главная задача конфедерации как международной институции состоит в усилении взаимного представительства интересов наших авторских обществ, в укреплении технологической оснащенности и расширении сфер деятельности в интересах творцов. То, что объединяет всех присутствующих здесь, – это убежденность в том, что поддержка культурной идентичности с одной стороны и культурный обмен с другой – основа благополучия общества».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.