Что общего у кинофильмов «Здравствуйте, я ваша тетя», «Дворянское гнездо», «Зеркало», «12 стульев»? Каждый из них не только стал классикой в своем жанре, полюбился зрителям и был высоко оценен критиками. Визуальные решения во всех этих проектах принадлежат одному из самых талантливых советских операторов Георгию Рербергу. Статья посвящена творческому пути и личной жизни кинооператора.
Детство и образование
Георгий Рерберг родился 28 сентября 1937 года в Москве, в семье, где искусство и культура занимали важное место. С ранних лет Георгий проявлял интерес к живописи и кино, что в дальнейшем определило его профессиональный путь.
После окончания школы Рерберг поступил во ВГИК, где обучался на факультете операторского мастерства у Бориса Волчека. В процессе учебы Георгий познакомился с тонкостями съемок и кинопроизводства, что позволило в полной мере раскрыть его природный талант.
Карьера и самые известные проекты
Первый опыт работы Георгий получил на съемках короткометражных фильмов. Его дебютной картиной стала лента «Первый учитель», вышедшая на экран в 1965 году. Это была первая совместная работа Георгия Рерберга и Андрея Кончаловского. Далее последовали их не менее яркие проекты «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966), «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядя Ваня» (1970).
Однако настоящая популярность пришла к оператору-постановщику после сотрудничества с Андреем Тарковским. Их совместная работа над артхаусным фильмом «Зеркало» в 1974 году стала знаковой в карьере Рерберга. Его операторские решения были отмечены критиками как одни из лучших в советском кино. Каждый кадр содержал высокую эмоциональную нагрузку, был наполнен смыслом и глубиной. Способность Рерберга создавать визуальные метафоры помогла донести до зрителей философские идеи, заложенные в сценарии.
Рерберг умел работать и добиваться успеха в разных жанрах от артхауса до комедий, от фильмов-спектаклей до документального кино. Популярными проектами Георгия стали «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975), «Лес» (1975) и «12 стульев» (1977).
1980-е годы стали особенно продуктивными для Георгия Рерберга. В этот период он также участвовал в создании таких фильмов, как «Мелодии белой ночи» (1976) и «Отец Сергий» (1978). Картины были высоко оценены зрителями и критиками, а также в очередной раз подтвердили, что Георгий Рерберг стал одним из ведущих операторов своего времени. Его работы раскрывали темы человеческой души, памяти и времени, что сделало их не только визуально привлекательными, но и глубокими по содержанию.
Одним из самых известных и одновременно скандальных проектов, в которых участвовал Георгий Рерберг, является «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского. Этот научно-фантастический фильм стал классикой мирового кино. К сожалению, в процессе съемок между режиссером и кинооператором случилась серьезная размолвка. Причиной ссоры стала халатность персонала лаборатории «Мосфильм». В результате нарушения технологии проявки была засвечена пленка и несколько тысяч метров отснятого материала безвозвратно пропали. Поссорившись с режиссером Рерберг вышел из проекта и съемки продолжил новый оператор Леонид Калашников, а затем и Александр Княжинский.
Тем не менее в итоговый вариант картины вошла часть материала, отснятого Рербергом. Его операторская работа помогла передать глубокие философские идеи, заложенные в сценарии.

Георгий Рерберг не только снимал фильмы, но и активно участвовал в их концептуальном развитии. Его стиль отличался вниманием к деталям, умением работать с природным светом и созданием атмосферных кадров, которые полностью погружали зрителя в картину.
Главные женщины в жизни Георгия Рерберга
В 1964 году Георгий Рерберг познакомился со студенткой Московского государственного института культуры МГИК Ренатой Александровной Федоровой (Рерберг). Молодая девушка сразу привлекла внимание оператора, который был известен как ценитель женской красоты.
В 1971 году у пары родилась дочь Екатерина Рерберг. Выросшая в среде, где искусство занимало особое место, девушка не могла не выбрать творческую профессию. Екатерина окончила Московский полиграфический институт по специальности художник-график, а впоследствии работала арт-директором в глянцевых журналах Marie Claire, Madame Figaro, CitizenK, TimeOut.
Окончив School of Visual Arts (SVA) в Нью-Йорке Екатерина сменила профессию и стала фотографом. Вслед за отцом она выбрала смотреть на мир через объектив, только не видеокамеры, а фотоаппарата.
Помимо Екатерины у Георгия есть дочь от балерины Большого Театра Нины Тимофеевой, которая живет в Иерусалиме и возглавляет школу «Иерусалимский балет», созданную её матерью.
Харизматичный, импульсивный и эмоциональный Георгий Рерберг нравился женщинам, слыл сердцеедом и стал участником многочисленных романов. В 1978 году на съемках фильма «Отец Сергий» он познакомился с актрисой Валентиной Титовой. Постепенно завязался роман, который увенчался браком.
Отношения с Валентиной Титовой были самыми долгими в жизни Георгия Рерберга.
Работа в постсоветском пространстве
В 1990-х российский кинематограф изменился, а Георгий Рерберг столкнулся с новыми вызовами. Тем не менее, он продолжал работать и адаптироваться к сложившимся условиям. Опыт и мастерство позволили Георгию оставаться востребованным оператором даже в условиях нестабильного рынка.
В последние годы своей жизни Рерберг также занимался преподаванием, передавая свои знания молодым поколениям кинематографистов. Он был уверен в важности образования и передачи опыта, что способствовало развитию новых талантов в российском кино.
Георгий Рерберг ушел из жизни 25 июля 1999 года. Его операторские работы остаются актуальными и востребованными, а вклад в кино невозможно переоценить. Ленты, снятые Рербергом, изучаются в кинематографических вузах, а разработанные им методики вдохновляют молодых постановщиков по всему миру.
Награды
- 1979 — Приз XII Всесоюзного кинофестиваля за работу «Отец Сергий»;
- 1980 — Георгию Рербергу присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР;
- 1981 — Специальное упоминание жюри Венецианского кинофестиваля за кинокартину «Звездопад»;
- 1988 — Георгий Рерберг удостоился звания народного артиста РСФСР;
- 1989 — номинация на премию «Ника» за лучшую операторскую работу. Кинокартина «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»;
- 1990 — Государственная премия РСФСР в области литературы и искусства.

