Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойВыставкиИгровая выставка «Ширпотребная симфония» открылась в Москве

Игровая выставка «Ширпотребная симфония» открылась в Москве

Центр Творческих Индустрий «Фабрика» и «Музей историй Электрозавода» представляют игровую выставку «Ширпотребная симфония». Проект посвящен наследию московского Электрозавода и основан на архивном исследовании, которое провела краснодарская художница Юля Шафаростова. Зрителей приглашают провести собственное расследование по материалам заводской прессы и разобраться, почему задерживается выпуск утюга УТАП-1000. На выставке зрители увидят художественные произведения, созданные по мотивам документальных эпизодов, а также — утюги и дверные электрозвонки из коллекции народного Музея историй Электрозавода. Стык документальности и мифологии в проекте дополняется интерактивной музыкальной инсталляцией и нойз-симфонией Азнаура Онейряна.

Заводы в СССР производили не только свою основную продукцию, но также и товары широкого потребления — «ширпотреб». Стране нужны были не только сложнейшие двигатели, танки, трансформаторы, но и люстры или весы. Чтобы не организовывать отдельные производства, государство стимулировало заводы выпускать такую продукцию. Высший инженерный состав зачастую с лёгким презрением относился к ширпотребу, а отделу разработок не удавалось идти в ногу со временем: к моменту запуска в производство новинки были уже устаревшими, иной раз на десятилетие. Электрозавод не является исключением, хотя и стоит особняком: воспетый Родченко и Маяковским, важнейший оплот электрификации практически с самого начала стал выпускать непрофильную продукцию.

«Ширпотребная симфония» посвящена эпохе 1960-1980-х годов. В это время среди производившегося заводом ширпотреба на особом месте находились дверные электрозвонки и утюги. Постоянная гонка за повышающимся планом производства вкупе с бардаком в поставках деталей приводила к комичным ситуациям: новая кнопка звонка оказывалась морально устаревшей вскоре после выпуска на прилавки, утюг разрабатывался годами, а отделы ловко жонглировали ответственностью за срыв производства (и это можно обнаружить в официальной «парадной» заводской газете!). Несмотря на действительную массовость этих товаров, при изучении архивов и библиотек не удалось найти никаких каталогов с искомой продукцией. Всю информацию приходилось собирать по крупицам: из заводской газеты «Электрозаводец», из воспоминаний бывших работников, из тематических интернет-форумов, да и просто просматривая товары на «Авито». Фрагментарность истории послужила отправной точкой для замысла выставки — где-то можно увидеть реальные звонки и утюги, копии газеты, а где-то документальность сплетается с мифом и порождает никогда не существовавшие артефакты.

Нойз-симфония, созданная Азнауром Онейряном с помощью звуков электрозаводских звонков, ретроспективно превращает сотни тысяч советских людей в музыкантов, исполняющих произведение длиной в десятилетия, а СССР — в огромный концертный зал. Выставка «Ширпотребная симфония» позволяет присоединиться к этому оркестру уже из XXI века.

Художница Юля Шафаростова занимается инсталляцией, графикой и фотографией, в основе которых лежит мифологизация пространства и личности. В 2018 году закончила КИСИ — самоорганизованный Краснодарский Институт Современного Искусства, инициированный группировкой ЗИП. В 2020-м — резидентка мастерских музея «Гараж», участница 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» и других групповых и сольных выставок. Также работает в составе Художественного Кооператива «Бусинки».

Куратор проекта Сергей Никитин-Римский — историк городов, основатель и куратор «Музея историй Электрозавода», доцент РАНХИГС, старший научный сотрудник Музея Москвы. Автор просветительских проектов, посвященных промышленному наследию: «Красный Вольфрам» на Электрозаводе, «Вечер Стабильности», I и II Индустриальные Велоночи в Иванове и др.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru